За созданием опционных программ обращаются разные по обороту компании:
За опционными программами обращаются, если:
1. Определяем вид опциона
На этом этапе мы обсуждаем с бизнес заказчиком какой вид опциона подходит под конкретную задачу.
В одном случае подойдет виртуальный (фантомный) опцион. Компания не выдает доли и сотрудник не становится участником (акционером), но получает право на денежное вознаграждение (процент от прибыли или выручки).
В ряде случаев важно, чтобы была выдана реальная доля.
2. Говорим с командой (сотрудником)
Если мы говорим про мотивацию, то нужно проговорить с тем кого хотят мотивировать каковы его ожидания.
По нашему опыту реальный опцион (который идет вместе с рядом корпоративных ограничений) не всегда решает задачу.
Поэтому мы предварительно предлагаем проводить опрос сотрудников и выяснять какие оптимальные варианты подойдут именно им.
Вы удивитесь, но реальный опцион мотивирует совсем не всех. А вот возможность получить часть прибыли – может стать сильным мотиватором.
С другой стороны, если это ключевой сотрудник, который готов взять ответственность за запуск нового продукта, то владение долей будет для него важным аспектом.
3. Параметры опционной программы
На этом этапе мы формируем с бизнес-заказчиком параметры опционной программы. По сути отвечаем на вопросы:
В ряде случаев мы подключаем финансового директора для согласования параметров опционной программы.
Часто результатом этого этапа является формализованное описание, которое утверждает Совет Директоров или акционеры компании. И только после этого мы переходим к разработке самих документов.
4. Документы (разработка и согласование)
После определения вида опциона и параметров мы составляем документы.
Список документов может быть разным и зависит от того, что было выбрано на предыдущих этапах.
После создания рабочих версий документов мы согласовываем их как с бизнес заказчиком, так и с командой.
В конечном результате бизнес должен решить главную задачу- получить мотивированную команду и не получить рисков.
Инструментом решения будет пакет документов, составленный исходя из конкретных реалий и задачи.
Сформулировать запрос и направить нам.
По нашему опыту сроки закрытия этой задачи могут быть очень разными. Больше всего неопределенности возникает в части согласования документов.
- Нанять топов, которые будут мотивированны на результат, а не работают за зарплату;
- Мотивировать команду на свершения;
- Ввести KPI и бонусы.
У нас есть реальный опыт внедрения опционных программ (от фантомных до реальных опционов).