У юристов много разных форматов, по которым они работают с клиентами:
- консультации;
- воркшопы;
- проектные работы;
- абонентское обслуживание
Разобраться с тем, какие услуги подходят в конкретный момент довольно сложно.
Давайте попробуем разобраться с тем, когда стоит взять платную консультацию юриста.
Но для начала расскажем одну историю.
История одной коммуникации с клиентом
К нам пришел клиент с агрегатором. Агрегатор уже работает, у него есть документы. Встал вопрос в переходе на другую систему расчетов (номинальный счет), и как платить налоги.
Мы обсудили с клиентом вопросы и предложили консультацию, в рамках которой ответим на возникшие вопросы, подсветим риски, и в итоге клиент сможет принять решение: какую систему расчетов стоит использовать, и какая налоговая нагрузка будет у всех участников.
Спустя пару дней получили такое письмо:
Мои ожидания после консультации:
1. Составлена верная схема работы с точки зрения закона, налоговой и бухгалтерии
1.1. составлены все необходимые договора и оферты, чтобы эта схема работала от регистрации исполнителя на сервисе, продаже его услуги до получения денег исполнителем или возврата клиенту
1.2. для бухгалтера всё ясно и прописано что, как, когда должно происходить, проводится, отчитываться, ...
2. Покупатели услуги просто оплачивают на сайте и не предоставляют никакие данные, кроме номера телефона.
3. Исполнители могут продавать свои услуги на сервисе в виде предоплаты на услугу и в виде подарочного сертификата.
4. Исполнители не заключают никаких бумажных договоров и никакой бумажный документооборот не ведётся. У них есть личный кабинет, где они видят: сколько заработали, сколько возвратов сделано, сколько получено исполнителем на карту или расчетный счёт.
4. ….
Очевидно, что клиент в одной услуге смешал сразу несколько:
- консультация (возможно не одна);
- разработка или корректировка документов
Формат
А теперь вернемся к консультации. Консультация — это формат, в рамках которого:
- в течение определенного времени (как правило стоимость консультации формируется за 1 час) клиент и юрист обсуждают существующие вопросы;
- у клиента может быть готовый список вопросов или общая тема, в рамках которой ведется обсуждение. Например, как построить расчеты с использованием номинального счета или особенности внедрения опционной программы в РФ;
- перед консультацией стоит направить юристу имеющиеся документы или описании ситуации, список вопросов. Это сделает работу более эффективной.
Когда нужна консультация
- вам нужны ответы на конкретные вопросы и нет задачи разработать или скорректировать документы;
- вам нужно второе мнение. Вы уже нашли ответ на вопрос, но нужно подтверждение со стороны внешних юристов;
- вам нужно оценить риски. Это может быть юридическая модель, налоговые риски, договор (по которому нужно понять какие риски есть);
- вам нужно понять какие юридические задачи стоит решить в конкретном проекте. Вы не понимаете какие задачи нужно ставить юристу и в какой последовательности;
- у вас есть идея проекта, но вы не понимаете насколько законно его реализовывать и какие базовые риски стоит учить.
Кто приходит за консультациями:
На самом деле спектр тех, кто приходит за консультациями очень широкий:
- юристы (консалтинг и инхаус). Здесь, как правило, либо нужно второе мнение внешних экспертов или нужно убедить бизнес в своей точке зрения (и без внешних консультантов сделать это трудно);
- основатели (фаундеры);
- бухгалтеры;
- продакт менеджеры;
- представители бизнеса
По сути консультация отличный способ получить дополнительную экспертизу или ответы на вопросы в сжатые сроки.
Когда консультация не нужна
- вы четко понимаете задачу. Например, вам нужен договор с разработчиком или пакет документов для маркетплейса;
Результат по итогам консультации
Результат, который вы хотите получить по итогам консультации стоит согласовать с юристом до начала консультации.
Иначе получится, как в кейсе, который описали выше:
- вы ждете, что консультация — это еще и разработка документов;
- юрист видит все совершенно иначе
Как правило результатами могут быть:
- ответы на все вопросы, которые вы сформулировали;
- дорожная карта по проекту и понимание куда двигаться дальше;
- сформированная матрица рисков
На какие темы мы консультируем чаще всего:
- дорожная карта для It и цифровых проектов;
- использование номинального счета;
- аккредитация IT компании (можно ли получить аккредитацию);
- использование налоговых льгот для конкретной компании или проекта;
- выделение IT подразделения для использования налоговых льгот (как сделать, какие риски);
- анализ договора (подсветить риски);
- конфликтная ситуация с разработчиком;
- регистрация в реестре отечественного ПО (может ли наше ПО быть включено в реестр), конкретные вопросы по процессу;
- оформление прав на разработки, режим служебных произведений;
- обработка ПДн в РФ и за рубежом;
- запуск криптопроектов;
- отношения с инвестором: как выстроить переговоры, параметры сделки, ввод денежных средств;
- корпоративный конфликт;
- введение опционных программ в компании, вестинг
Про другие форматы:
Абонентская поддержка: узнать подробнее