С каким запросом пришел к нам клиент
Проект представляет собой платформу онлайн-поручительства, где физические лица поручаются за физических лиц перед кредиторами (банками, МФО).
Клиент приходил к нам дважды по мере развития проекта:
- Первая задача была сформулирована как создание договорной модели проекта на Россию и Казахстан.
- Через год клиент вернулся с задачей по адаптации договорной модели под законодательство Сингапура.
В рамках первичного интервью мы выявили следующие важные аспекты, которые требовалось учесть при построении схемы:
- Компания сотрудничала с микрофинансовыми организациями (именно они были основными клиентами). Для них важно, чтобы стоимость вознаграждения поручителей не была включена в ПСК (полную стоимость кредита).
- Микрофинансовые организации должны были одобрить предлагаемую договорную схему (в противном случае проект не смог бы развиваться).
- Все взаимодействие сторон должно осуществляться онлайн и максимально легко.
Вводные, на которых мы строили модель:
- Услуга выдачи поручительства платная, за нее платит заемщик.
- Все займы относятся к потребительским, что налагает существенные ограничения на возможность реализации проекта.
- Поручители вносят сумму поручительства заранее.
- Бизнес-процессы проекта одинаковые для Казахстана и России.
- Определили, что для кредиторов важен вопрос идентификации поручителей по антиотмывочному законодательству.
Что мы сделали
- Разработали юридическую модель для проекта. Стоит сказать, что в рамках гарантийного срока, согласовывая договоры с микрофинансовыми компаниями, мы поняли, что юридическая модель нуждается в корректировке, поэтому несколько изменили ее.
- Подготовили документы, которые регулируют отношения с каждой категорией пользователей: заемщиками, поручителями и микрофинансовыми организациями.
- После внедрения договоров протестировали приложение самостоятельно, написали рекомендации по формулировкам и указали на юридические ошибки, которые увидели в интерфейсе при онбординге клиента. Мы исходим из того, что для функционирования проекта крайне важны не только корректные документы, но и то, что видит пользователь, как он воспринимает все написанное и размещенное.
- Провели переговоры с рядом МФО, чтобы согласовать созданную модель и определить положения, которые вызывают вопросы у контрагентов.
С какими проблемами мы столкнулись при реализации проекта:
- Идентификация пользователей. Так как пользователи обеспечивают задолженность заемщика перед микрофинансовой организацией, было критично важно выбрать способ идентификации пользователя, обеспечивающий минимальную возможность сомнений в личности пользователя.
- Определение ПСК. Так как проект трансграничный, следовало учитывать законодательство не только РФ, но и других стран (в частности Казахстана). Правила по определению ПСК, конечно, сильно отличаются в каждой стране, а модель должна была быть универсальной. Это стало существенным ограничением, которое нам пришлось обходить.
- Поручительство в Казахстане нам пришлось модернизировать в гарантию ввиду особенностей соответствующих статей гражданского законодательства.
Результат
Проект запустился в России и Казахстане и привлек к партнерству крупных кредиторов.
На разработку и согласование первичной модели ушло 3 месяца. В создании модели и разработке договоров участвовала практика Fintech.
Проект стартовал в 2016 году и на текущий момент активно развивается.