Задать вопрос

Спасибо!

Ваше сообщение успешно отправлено!

Заявка на услуги

Юридическая модель маркетплейса, или Можно ли создать маркетплейс по российскому законодательству

К нам часто обращаются компании, которые хотят запустить в России маркетплейс и считают, что российское законодательство не приспособлено для подобных проектов. Но это нет так. 

Что такое маркетплейс 

Маркетплейс предоставляет пользователям и поставщикам ряд возможностей, в том числе: 

  • Возможность продажи товаров для поставщиков. Это можно делать как от имени поставщиков, так и от имени маркетплейса. 
  • Предпродажная подготовка товаров.
  • Участие в расчетах. В таком случае оплата сначала попадает на счет маркетплейса и далее поставщикам за вычетом комиссии. 
  • Получение дополнительных услуг (доставка, страхование и т. д.). 
  • Участие в спорах между поставщиком и пользователями. 
  • Участие в формировании и передаче документов сторонам сделки. 

В конкретном маркетплейсе могут быть собраны все обозначенные функции либо некоторые из них.

Договорная модель маркетплейса 

После того как определены бизнес-процессы, юристы подбирают договорную модель, которая учитывает: 

  • Договорные отношения с поставщиком. Ключевым аспектом будет следующее: кто поставщик – юридическое лицо (ИП) либо физическое лицо, а также от чьего имени реализуется товар и как осуществляются расчеты. 

  • Договорные отношения с пользователями. Тут важно, кто будет продавцом – поставщик или маркетплейс, а также какие дополнительные выплаты осуществляет пользователь в адрес маркетплейса. 

Для регулирования отношений, как правило, используются договоры четырех видов: агентский договор, лицензионный договор, договор поставки (купли-продажи) и договор оказания услуг. 

Агентский договор заключается между маркетплейсом и поставщиком в том случае, когда расчеты осуществляются через маркетплейс, но маркетплейс продавцом товара не является. 

Если маркетплейс в расчетах не участвует, то агентский договор заменяется на договор оказания услуг или лицензионный договор. 

В случае, когда маркетплейс не является продавцом, с покупателями (в зависимости от способа монетизации проекта) заключается лицензионный договор или договор оказания услуг. Если же продавцом будет маркетплейс, то с покупателями заключается стандартный договор купли-продажи. 

Выбранный договор влияет на: 

  • Документооборот. Так, в лицензионном договоре можно обойтись и без акта, а вот в других придется составлять акт оказанных услуг или отчет агента.
  • Налогообложение проекта.
  • Ответственность проекта перед пользователями и поставщиками. 

Проблемы при формировании правовой модели 

  • Если поставщики – физические лица. Массовое перечисление денег на счета физических лиц может не понравиться банку и закончиться закрытием счета.
  • Сложности при подключении онлайн-платежей. При подключении к сайту платежных системы можно столкнуться с трудностями, так как платежные системы будут задавать вопросы относительно товаров, которые продаются на вашем сайте, и вашего контроля за продажей (чтобы не допускать мошенничества).
  • Блокирование сайта. Если на маркетплейсе продаются товары, запрещенные к дистанционной торговле, это может повлечь блокировку сайта. 

Спасибо!

Пожалуйста, подтвердите подписку. Письмо отправлено вам на почту.

Ошибка!

Возможно, Вы подписаны на нашу рассылку.

Следите за нашими новостями

Только полезные материалы.
Без спама.

+7 (495) 120-28-16 info@zarlaw.ru
Консультант доступен в будни, 10:00–19:00 по Москве
Задать вопрос