Задать вопрос

Спасибо!

Ваше сообщение успешно отправлено!

Заявка на услуги

Работа с СМЗ: теперь опасно? Чем может обернуться такое сотрудничество?

С этого года активное сотрудничество с самозанятыми может обернуться для компании начислением дополнительных риск-баллов от налоговых органов.

Нелегальная занятость – внимание всех, кто работает с СМЗ. 
С самозанятыми работает почти каждый бизнес. Причины разные, но в большинстве своем:
  • налоговая оптимизация (для бизнеса это существенное снижение нагрузки);
  • простота набора и расставания с частью команды.
Долгое время бизнес при работе с СМЗ руководствовался следующими принципами:
  •  договор с СМЗ не должен иметь признаки трудового договора;
  •  важно корректно выстроить документооборот (формировать задания, акт и т.д.);
  • при выплате не стоит делать это в «зарплатные» дни.

Но в 2024 ситуация резко поменялась. В Приказе Минтруда от 2 февраля 2024 No 40н были  определены признаки нелегальной занятости. И если находится у компании (ИП) хотя бы один такой признак, то информация о таком работодателе будет передана в Роструд и комиссию по противодействию нелегальной занятости.

На языке бизнеса это значит: вас заметили, будут проверки, запросы документов и есть существенный риск штрафов.

Что делать?
Проверить, есть ли у вас следующие признаки:...
Переквалификация с доначислением: как компании защититься от необоснованных притязаний налоговой?
С этого года активное сотрудничество с самозанятыми может обернуться для компании начислением  дополнительных риск-баллов от налоговых органов. Ранее в одном из наших постов мы обозначали основные
налоговые риски для компаний при привлечении плательщика налога на профессиональный доход (НПД).

Сегодня поделимся с вами интересным кейсом о доначислении сумм НДФЛ в случае переквалификации налоговым органом отношений с самозанятыми. Один из наших клиентов в ходе прохождения проверочных мероприятий обратился с вопросом: возможно ли уменьшить сумму доначисленного налога на сумму уплаченного самозанятыми НПД при переквалификации отношений в трудовые.
Отметим, что во всех случаях доначисления налоговым органом сумм налога должен соблюдаться принцип справедливого налогообложения. В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный  налогоплательщиками. Объектом обложения НПД согласно части 1 статьи 6 Закона No 422-ФЗ
признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Статьей 10 Федерального закона No 422-ФЗ установлены налоговые ставки специального налогового режима в размере: 4% в отношении доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам и 6% в отношении
доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

Таким образом, при расчете суммы подлежащего доначислению НДФЛ при переквалификации характера правоотношений между компанией и физическими лицами (самозанятыми), которым был выплачен доход, сумма доначисленного налога подлежит уменьшению на сумму уплаченного самозанятыми НПД, ввиду того, что указанные налоги рассчитаны от одного и того же дохода, но с применением различных ставок.
Данный вывод нашел свое подтверждение в недавнем постановлении АС Центрального округа от 12.03.2024 по делу No А62-382/2023 ООО «МЕГА ПАБ», где суд, учитывая доводы налогоплательщика, не согласился с размером доначисленных налоговым органом сумм налога на доходы физических лиц, страховых взносов, соответствующих сумм пени и штрафа, поскольку расчет сумм налога и страховых взносов произведен
налоговым органом без учета налогов, уплаченных в бюджет в отношении данного дохода самими физическими лицами.

Давая оценку доводам налогового органа, суд также напомнил о правовых позициях Конституционного суда Российской Федерации, выраженных в Постановлениях от 28.03.2000 No 5-П, от 17.03.2009 No 5-П и от 22.06.2009 No 10-П, в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 27.02.2018 No 526-О и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 15.12.2021 No 305-ЭС21-18005, согласно которых налоговые органы не освобождаются от обязанности в рамках контрольных процедур принимать исчерпывающие меры, направленные на установление действительного размера налоговых обязательств налогоплательщика, что исключало бы возможность вменения 
ему налога в размере большем, чем это установлено законом.




Хотите больше полезных лайфхаков? Подпишитесь на нашу рассылку
Никакого спама. Только полезные материалы. Честно.
Хочу!