Задать вопрос

Спасибо!

Ваше сообщение успешно отправлено!

Заявка на услуги

Почему отказывают в регистрации ПО в реестре отечественного ПО Минцифры?

Каждый месяц мы подаем заявления о включении программного обеспечения (ПО) в реестр российского программного обеспечения. Первое заявление мы помогли подать нашему клиенту в 2019 году.

За это время cущественно изменился подход экспертов Минцифры и список документов (информации), которые нужно собрать.

Мы собрали топ 4 ошибки, которые допускают компании на этапе подготовки или подачи заявления. Ниже

1. Документы, подтверждающие исключительное право на ПО, не были приложены к заявлению или был приложен не полный комплект.

Если компания, которая подает заявление, небольшая, то часто разработку ПО ведут учредители и генеральный директор без оформления каких-либо документов. Для подтверждения наличия у компании исключительного права на ПО недостаточно быть ее учредителем или генеральным директором. Между учредителем и компанией, генеральным директором и компанией должен быть заключен договор, на основании которого в пользу компании были отчуждены исключительные права на ПО. Такое соглашение должно быть заключено с каждым разработчиком, кто участвовал в разработке ПО.

Если кто-то из учредителей занимает должность генерального директора, то достаточно заключения одного договора об отчуждении исключительных прав. Не нужно заключать такой договор сначала от имени физического лица как учредителя, а потом от имени генерального директора.

Если в вашей компании есть локальные нормативные акты (или их еще называют внутренние нормативные документы), которые регламентируют порядок разработки и утверждения технического задания, постановки служебного задания на разработку ПО и приемки результата, то к заявлению необходимо приложить данные и сопутствующие документы, подтверждающие возникновение исключительных прав на ПО у компании (акты, приказы, техническое задание и др.).

Интересно, что среди документов, подтверждающих наличие исключительных прав на ПО, эксперты Минцифры требуют представить карточку нематериального актива, которая подтверждает, что ПО учтено на балансе компании. Данный документ является вторичным и конечно же не может свидетельствовать о наличии исключительных прав, если первичные документы (соглашения, акты, служебные задания и др.) не были оформлены правильно.

На практике программные продукты часто не стоят как НМА. А если стоят, то не одним комплексом, а разрозненными модулями. Все это нужно проанализировать до подачи и привести в соответствие.

2. Наименование ПО в заявлении и в документах разное

Кто-то посчитает эту ошибку слишком очевидной, чтобы ее допускать. Но в начале разработки или при создании первой версии ПО, ему присваивается рабочее название. Под этим названием ПО указывается во внутренних документах, в соглашениях с контрагентами. Мало кто из компаний издает приказ, в котором ПО присваивается название, а в последующем еще один, чтобы изменить название.

Из-за желания коммерциализировать ПО с новым наименованием, а в документах фигурирует только старое, возникают проблемы при рассмотрении вашего заявления на включение ПО в Реестр.

3. Не все необходимые сведения указаны в технической документации

При подаче заявления, к нему необходимо приложить ряд технической документации. Разработкой этой документации чаще всего занимаются штатные разработчики или привлеченные специалисты.

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • Описание жизненного цикла ПО;
  • Руководство пользователя;
  • Описание технических средств хранения исходного текста и средств компиляции исходного текста в объектный код;
  • Документацию по лицензионным ключам (при наличии);
  • Описание функциональных характеристик ПО;
  • Описание технической архитектуры ПО (при наличии);
  • Инструкция для эксперта по получению доступа к тестовому экземпляру.

Отсутствие одного из указанных документов повлечет отказ в рассмотрении вашего заявления.

4. Ошибки при подготовке тестового экземпляра ПО

При рассмотрении вашего заявления эксперты Минцифры знакомятся в вашим ПО. Для этого им необходимо предоставить экземпляр ПО. В зависимости от реализации вашего ПО, вы можете предоставить:

Для SaaS-сервиса – доступ к ПО;

Для инсталлируемых программ – доступ к экземпляру по VPN или SSH

  • Для мобильного приложения - исходные тексты (для iOS или Android) или файл *.apk (для Android).

Чаще всего возникают проблемы с правами пользователя, который создается для эксперта. Основной ошибкой является, что заявитель создает учетные записи пользователей, которые есть в ПО, которые не дают возможности эксперту получить доступ к компонентам ПО.

Поскольку Реестр создавался для замены иностранного ПО, то в ПО, которое включено в Реестр запрещается использовать компоненты, правообладатели которых запрещают их использовать или не обеспечивают техническую поддержку на территории Российской Федерации или на территории отдельных субъектов РФ. Эксперты при рассмотрении заявления проверяют отсутствие таких компонентов. Поэтому представление доступа только к пользовательскому интерфейсу будет основанием для отказа в рассмотрении вашего заявления.

При подготовке заявления мы работаем совместно с техническими специалистами, которые помогают готовить экземпляр ПО, инструкцию для эксперта, техническую документацию. Соблюдения остальных требований мы берем на себя, как и сопровождение ПО на этапе рассмотрения ПО. В среднем срок рассмотрения заявления и принятия решения по нему занимает 2 месяца, без учета срока на подготовку заявления и всех необходимых материалов.

За последний год мы помогли включить в реестр:

  • Saas сервисы;
  • программное обеспечение для скоринга;
  • онлайн игры;
  • маркептплейсы и агрегаторы;
  • сервис доставки;
  • сервис для поиска работы (сотрудников);
  • CRM системы;
  • и многое другое.

Спасибо!

Пожалуйста, подтвердите подписку. Письмо отправлено вам на почту.

Ошибка!

Возможно, Вы подписаны на нашу рассылку.

Следите за нашими новостями

Только полезные материалы.
Без спама.

Telegram