Автор статьи: Людмила Харитонова Управляющий партнёр «Зарцын и партнёры»
К сожалению, практически каждая консалтинговая компания сталкивается с ситуациями, когда ушедший сотрудник уносит с собой ключевую информацию -данные о клиентах, стоимости, наработки и хорошее отношение к людям. Если последнее уберечь юридическими методами не получится, то с остальным можно поработать.
- Проверьте прекращен ли доступ к информации
- Зафиксируйте нарушение
- работник ранее имел доступ к этой информации,
- доступ к информации прекращен,
- сейчас эта информация используется бывшим работником,
- а также определит размер причиненного компании ущерба.
- Предупредите работника
- Увольте нарушителя
- Идите в суд
- Работа над ошибками
Обязательно проверьте не забыли ли вы отключить сотрудника от источника ценной информации. Однажды наш клиент в панике обнаружил, что уволенный полгода назад сотрудник использует в работе новые наработки компании. Долго искали источник «слива». Оказалось, что ему просто забыли отключить доступ к общей базедокументов и сотрудник исправно пользовался новыми знаниями.
Если вы узнали, что работник на стороне использует вашу коммерческую тайну обязательно зафиксируйте нарушение. Создайте внутри компании комиссию, которая проведет служебное расследование и зафиксирует следующее:
Этот этап самый сложный, так как доказатьфакт использования не всегда легко. Например, ушедший работник рассказывает конкурентам о ваших клиентах, стоимости услуг.В свою очередь, конкурент использует это для того, чтобы увести клиента, ведь точно зная условия легче предложить что-то более привлекательное.
От комментариев и работник и конкурент откажется, а обязать это сделать можно только в суде. Поэтому как минимум нужно зафиксировать что доступ к коммерческой тайне был. Тут помогут внутренние документы о защите коммерческой тайны, которые работник подписывал в компании (перечень информации, факт предоставления и прекращения доступа).
Иногда работники поступают не совсем обдуманно, публикуя после своего увольнения информацию в социальных сетях, тут как раз фиксировать все очень просто.
После того как вы зафиксировали факт разглашения предупредите нарушителя, что необходимо прекратить разглашение.
Если вашей задачей является только прекращение безобразия, то можно провести своего рода психическую атаку. Дайте нарушителю понять, что у вас есть документальное подтверждение этого фактаи вы готовы идти в суд.Бывший работник почти наверняка прекратит использование информации.
Если окажется, что нарушитель еще является работником компании, то факт разглашения может стать основанием для увольнения. В судебной практике такие кейсы встречаются, и при правильно оформленном процессе суды поддерживают позицию работодателя.
Если нанесенный вам ущерб существенный или бывший работник оказался непробиваемым, то можно идти в суд. Предварительно еще раз оцените доказательства. Особенно это касается внутренних документов.
Судебная практика, несмотря на всю сложность доказывания, есть. Поэтому вполне можно претендовать на компенсацию со стороны компании-нарушителя.
Нужно понять почему это произошло. Чаще всего люди просто не понимают, что можно распространять, а что нет.
Поэтому вводя режим коммерческой тайны не стоит ограничиваться формальными документами. Лучше взять за правило проводить ликбез
сотрудников не менее чем раз в полгода. Тогда они осознают важность этого вопроса и наверняка уяснят, что за разглашение их может настигнуть суровая ответственность.