Задать вопрос

Спасибо!

Ваше сообщение успешно отправлено!

Заявка на услуги

Разработчик попал на деньги, или Как заказчик получил результат работ и взыскал с разработчика деньги

Мы уже много раз сталкивались с ситуацией, когда пренебрежение к договорному оформлению отношений между заказчиком и разработчиком заканчивается для последнего большими финансовыми потерями.

Давайте посмотрим, какие ошибки чаще всего допускаются и как разработчику избежать потери денег.

Нет договора, но оплаты были

В одной из ситуаций договор между заказчиком и разработчиком закончился, а сотрудничество продолжилось. При этом регулярно, в течение 2 лет заказчик оплачивал услуги разработчика на основании счетов.

Акты отправлялись по привычке на электронную почту заказчика, но вот подписанные не возвращались.

Так как в старом договоре, прекратившем свое действие, был пункт о том, что если в определенный срок не будет предъявлено мотивированных возражений, акт считается подписанным – разработчик и не переживал.

Но вот спустя два года заказчик подал в суд и взыскал всю ранее уплаченную сумму как неосновательное обогащение.

Суд встал на сторону заказчика, и вот почему:

  • В счетах не было указаний на произведенные работы (оказанные услуги). Просто «оплата». В связи с этим не удалось доказать, что оплата счета может быть приравнена к «акцепту» услуг и выявить, какие именно услуги были оплачены, тоже невозможно.
  • Акты не были подписаны. Акты, направленные на электронную почту, суд тоже не признал по двум причинам:

1) договора не было, а значит не было и соглашения об обмене актами посредством электронной почты;

2) установить, что электронная почта, на которую отправили акты, принадлежит заказчику, без соглашения, в котором закреплен адрес, невозможно.

В связи с этим доказать факт оказания услуг и передачи результата невозможно.

Что нужно было сделать в данном случае?

1) Заключить договор. Факт оплаты не является основанием, чтобы успокоиться и забыть про формальности.

2) Даже если договора по какой-то причине не было, следовало:

  • указать в счете наименование услуги, сроки оказания услуг;
  • в счете можно указать и порядок приемки услуг;
  • получить от заказчика подписанные акты (хотя бы скан-копии).

Что можно сделать, если ситуация уже произошла?

Даже в ситуации, когда разработчик потерял деньги, можно найти выход.

Если заказчик использует результат услуг, можно подать иск о нарушении исключительных прав. Например, вы сделали сайт и заказчик его использует и это можно доказать – зафиксировать факт использования нотариально, подтвердить, что домен, на котором размещен сайт, принадлежит вашему заказчику.

При отсутствии договора соглашения о том, что вы передали исключительные права заказчику, нет, а значит, все права принадлежат вам.
Имеет смысл воспользоваться этой ситуацией и взыскать компенсацию за нарушение исключительных прав.

Похожая ситуация может возникнуть и в том случае, когда договор есть, но формальности не соблюдены. Например,

  • В договоре прописано, что должно быть техническое задание. Но оно не составлено или не подписано сторонами. Значит, стороны не согласовали предмет договора и договора нет…
  • В договоре указано, что акт должны быть направлен курьером или по почте с описью вложения. А по факту все документы отправлялись по электронной почте. В случае когда нет прямого соглашения о возможности такого обмена или о действительности скан-копий документов, суд может признать, что акт не подписан и надлежащей приемки услуг не было.

Поэтому главное правило – формальности не менее важны, чем сама услуга, которую вы оказываете заказчику.

Спасибо!

Пожалуйста, подтвердите подписку. Письмо отправлено вам на почту.

Ошибка!

Возможно, Вы подписаны на нашу рассылку.

Следите за нашими новостями

Только полезные материалы.
Без спама.

+7 (495) 120-28-16 info@zarlaw.ru
Консультант доступен в будни, 10:00–19:00 по Москве
Задать вопрос