Задать вопрос

Спасибо!

Ваше сообщение успешно отправлено!

Заявка на услуги

Разработчик попал на деньги, или Как заказчик получил результат работ и взыскал с разработчика деньги

Мы уже много раз сталкивались с ситуацией, когда пренебрежение к договорному оформлению отношений между заказчиком и разработчиком заканчивается для последнего большими финансовыми потерями.

Давайте посмотрим, какие ошибки чаще всего допускаются и как разработчику избежать потери денег.

Нет договора, но оплаты были

В одной из ситуаций договор между заказчиком и разработчиком закончился, а сотрудничество продолжилось. При этом регулярно, в течение 2 лет заказчик оплачивал услуги разработчика на основании счетов.

Акты отправлялись по привычке на электронную почту заказчика, но вот подписанные не возвращались.

Так как в старом договоре, прекратившем свое действие, был пункт о том, что если в определенный срок не будет предъявлено мотивированных возражений, акт считается подписанным – разработчик и не переживал.

Но вот спустя два года заказчик подал в суд и взыскал всю ранее уплаченную сумму как неосновательное обогащение.

Суд встал на сторону заказчика, и вот почему:

  • В счетах не было указаний на произведенные работы (оказанные услуги). Просто «оплата». В связи с этим не удалось доказать, что оплата счета может быть приравнена к «акцепту» услуг и выявить, какие именно услуги были оплачены, тоже невозможно.
  • Акты не были подписаны. Акты, направленные на электронную почту, суд тоже не признал по двум причинам:

1) договора не было, а значит не было и соглашения об обмене актами посредством электронной почты;

2) установить, что электронная почта, на которую отправили акты, принадлежит заказчику, без соглашения, в котором закреплен адрес, невозможно.

В связи с этим доказать факт оказания услуг и передачи результата невозможно.

Что нужно было сделать в данном случае?

1) Заключить договор. Факт оплаты не является основанием, чтобы успокоиться и забыть про формальности.

2) Даже если договора по какой-то причине не было, следовало:

  • указать в счете наименование услуги, сроки оказания услуг;
  • в счете можно указать и порядок приемки услуг;
  • получить от заказчика подписанные акты (хотя бы скан-копии).

Что можно сделать, если ситуация уже произошла?

Даже в ситуации, когда разработчик потерял деньги, можно найти выход.

Если заказчик использует результат услуг, можно подать иск о нарушении исключительных прав. Например, вы сделали сайт и заказчик его использует и это можно доказать – зафиксировать факт использования нотариально, подтвердить, что домен, на котором размещен сайт, принадлежит вашему заказчику.

При отсутствии договора соглашения о том, что вы передали исключительные права заказчику, нет, а значит, все права принадлежат вам.
Имеет смысл воспользоваться этой ситуацией и взыскать компенсацию за нарушение исключительных прав.

Похожая ситуация может возникнуть и в том случае, когда договор есть, но формальности не соблюдены. Например,

  • В договоре прописано, что должно быть техническое задание. Но оно не составлено или не подписано сторонами. Значит, стороны не согласовали предмет договора и договора нет…
  • В договоре указано, что акт должны быть направлен курьером или по почте с описью вложения. А по факту все документы отправлялись по электронной почте. В случае когда нет прямого соглашения о возможности такого обмена или о действительности скан-копий документов, суд может признать, что акт не подписан и надлежащей приемки услуг не было.

Поэтому главное правило – формальности не менее важны, чем сама услуга, которую вы оказываете заказчику.



Хотите больше полезных лайфхаков? Подпишитесь на нашу рассылку
Никакого спама. Только полезные материалы. Честно.
Хочу!