Задать вопрос

Спасибо!

Ваше сообщение успешно отправлено!

Заявка на услуги

Как бороться с нарушением ваших исключительных прав в контекстной рекламе

Одним из самых популярных инструментов продвижения в Интернете является контекстная реклама. Компании тщательно подбирают слова и пишут тексты объявлений для поисковой выдачи и часто используют при этом фирменные наименования конкурентов (зарегистрированные товарные знаки).

Несколько лет назад об этой ситуации громко заявил бренд «ДодоПицца», тогда компания обратилась с иском к Delivery Club. История активно обсуждалась в СМИ и социальных сетях. Дошло до суда, но закончилось мировым соглашением. В данном случае речь идет об IT-компании и реакция на подобную рекламу была оперативной. Компании, работающие офлайн, еще не освоившие в полной мере инструменты интернет-маркетинга, склонны игнорировать подобные нарушения.

В то же время методы борьбы есть, судебная практика активно формируется, и уже можно делать выводы об их эффективности.

Нарушают ли ваши права?

Есть два основных типа использования товарного наименования в контекстной рекламе:

  • В тексте рекламного объявления – на практике единогласно признается нарушением.
  • В ключевых словах – в этом случае позиции судов расходятся.

Большинство судов считают, что запуск контекстной рекламы с использованием чужого названия в ключевых словах не является нарушением. Суды обосновывают это тем, что ключевые слова – технический момент, устанавливаемый рекламодателем в интерфейсе рекламной кампании (cм., например, Решение по делу № А40-128465/2017 от 29.11.2017. АС г. Москвы). Одно и то же слово может быть использовано сразу несколькими рекламодателями и не обладает индивидуализирующей способностью даже в отношении конкретного рекламного объявления, так как на основании него невозможно выделить конкретное объявление из существующего массива.

Конечно, как и во всех вопросах, имеется и противоположная судебная практика (см., например, Постановление по делу № А56-1985/2017 от 11.10.2017. 13-й ААС). Но в целом таких решений все же существенно меньше.

Как бороться

На основе практики мы составили пошаговую инструкцию для борьбы с такими нарушениями:

  1. Жалоба рекламодателю. Вполне возможно, что нарушение было не намеренным и в этом случае нарушитель может одуматься и прекратить использовать товарный знак клиента в контекстной рекламе. Одновременно это будет первым шагом в подготовке к судебному разбирательству, так как тем самым вы соблюдаете обязательный досудебный порядок разрешения спора.
  2. Жалоба операторам поисковых систем. На этом этапе при наличии документов, подтверждающих права на товарный знак, мы можем остановить распространение рекламы с именным запросом клиента. Часто операторы поисковых систем идут навстречу правообладателям.
  3. Направление жалобы в ФАС о нарушении пункта 1 статьи 14.6 135-ФЗ «О защите конкуренции». Этот способ подойдет в случае использования ТЗ клиента в ключевых словах. Нарушителя прав клиента, согласно п. 1 ст. 14.33 КОАП, может ожидать штраф до 500 000 руб. Сама процедура довольно долгая и потребует дополнительного доказательства факта конкуренции между клиентом и нарушителем. Однако практика по этому вопросу сильно компенсирует недостатки этого способа.
  4. Суд. Этот метод – своего рода последняя инстанция. Мы стараемся урегулировать подобные споры в досудебном порядке, но если это невозможно по каким-либо причинам или стоит задача не только прекратить нарушение, но и получить компенсацию, – используем этот метод.

Размер компенсации по данной категории дел разнится, поэтому приведем в пример суммы из уже имеющихся судебных решений:

В целом судебной практики не так много. Во-первых, не все дела доходят до суда, во-вторых, не все компании решают бороться с нарушителями, а в-третьих, многие нарушения остаются незамеченными и сходят недобросовестным рекламодателям с рук.

В последнем случае компания может терять большой процент потенциальных клиентов и, как следствие, терять в прибыли. Проверьте прямо сейчас выдачу по именному запросу вашего бренда и начинайте бороться с нарушителями.

Наши услуги по направлению:



Хотите больше полезных лайфхаков? Подпишитесь на нашу рассылку
Никакого спама. Только полезные материалы. Честно.
Хочу!