Одним из самых популярных инструментов продвижения в Интернете является контекстная реклама. Компании тщательно подбирают слова и пишут тексты объявлений для поисковой выдачи и часто используют при этом фирменные наименования конкурентов (зарегистрированные товарные знаки).
Несколько лет назад об этой ситуации громко заявил бренд «ДодоПицца», тогда компания обратилась с иском к Delivery Club. История активно обсуждалась в СМИ и социальных сетях. Дошло до суда, но закончилось мировым соглашением. В данном случае речь идет об IT-компании и реакция на подобную рекламу была оперативной. Компании, работающие офлайн, еще не освоившие в полной мере инструменты интернет-маркетинга, склонны игнорировать подобные нарушения.
В то же время методы борьбы есть, судебная практика активно формируется, и уже можно делать выводы об их эффективности.
Нарушают ли ваши права?
Есть два основных типа использования товарного наименования в контекстной рекламе:
- В тексте рекламного объявления – на практике единогласно признается нарушением.
- В ключевых словах – в этом случае позиции судов расходятся.
Большинство судов считают, что запуск контекстной рекламы с использованием чужого названия в ключевых словах не является нарушением. Суды обосновывают это тем, что ключевые слова – технический момент, устанавливаемый рекламодателем в интерфейсе рекламной кампании (cм., например, Решение по делу № А40-128465/2017 от 29.11.2017. АС г. Москвы). Одно и то же слово может быть использовано сразу несколькими рекламодателями и не обладает индивидуализирующей способностью даже в отношении конкретного рекламного объявления, так как на основании него невозможно выделить конкретное объявление из существующего массива.
Конечно, как и во всех вопросах, имеется и противоположная судебная практика (см., например, Постановление по делу № А56-1985/2017 от 11.10.2017. 13-й ААС). Но в целом таких решений все же существенно меньше.
Как бороться
На основе практики мы составили пошаговую инструкцию для борьбы с такими нарушениями:
- Жалоба рекламодателю. Вполне возможно, что нарушение было не намеренным и в этом случае нарушитель может одуматься и прекратить использовать товарный знак клиента в контекстной рекламе. Одновременно это будет первым шагом в подготовке к судебному разбирательству, так как тем самым вы соблюдаете обязательный досудебный порядок разрешения спора.
- Жалоба операторам поисковых систем. На этом этапе при наличии документов, подтверждающих права на товарный знак, мы можем остановить распространение рекламы с именным запросом клиента. Часто операторы поисковых систем идут навстречу правообладателям.
- Направление жалобы в ФАС о нарушении пункта 1 статьи 14.6 135-ФЗ «О защите конкуренции». Этот способ подойдет в случае использования ТЗ клиента в ключевых словах. Нарушителя прав клиента, согласно п. 1 ст. 14.33 КОАП, может ожидать штраф до 500 000 руб. Сама процедура довольно долгая и потребует дополнительного доказательства факта конкуренции между клиентом и нарушителем. Однако практика по этому вопросу сильно компенсирует недостатки этого способа.
- Суд. Этот метод – своего рода последняя инстанция. Мы стараемся урегулировать подобные споры в досудебном порядке, но если это невозможно по каким-либо причинам или стоит задача не только прекратить нарушение, но и получить компенсацию, – используем этот метод.
Размер компенсации по данной категории дел разнится, поэтому приведем в пример суммы из уже имеющихся судебных решений:
- 200 000 руб. ( Постановление по делу № А56-1985/2017 от 11.10.2017. 13-й ААС);
- 250 000 руб. ( Решение по делу № А40-79046/2017 от 04.12.2017. АС г. Москвы);
- 500 000 руб. взыскано по досудебное разрешение спора; представление интересов в суде., сумма увеличилась за счет дополнительных нарушений исключительных прав.
В целом судебной практики не так много. Во-первых, не все дела доходят до суда, во-вторых, не все компании решают бороться с нарушителями, а в-третьих, многие нарушения остаются незамеченными и сходят недобросовестным рекламодателям с рук.
В последнем случае компания может терять большой процент потенциальных клиентов и, как следствие, терять в прибыли. Проверьте прямо сейчас выдачу по именному запросу вашего бренда и начинайте бороться с нарушителями.
Наши услуги по направлению:
- досудебное разрешение спора;
- представление интересов в суде.