Автор статьи: Людмила Харитонова
Интеллектуальная собственность для интернет- и ИТ-проектов является главным активом и одним из основных элементов, которые требуют внимательного и детального оформления.
Но, к сожалению, бизнес относится к этому крайне пренебрежительно. Во многом это связано с тем, что не все вообще понимают, что такое исключительные права, результаты интеллектуальной деятельности и в чем заключаются основные риски работы с ними.
Вместе с тем, судебная практика показывает, что количество споров, связанных с интеллектуальной собственностью, увеличивается в разы. В судебной системе в связи с этим даже появился Суд по интеллектуальным правам.
Да и увеличение объема венчурных инвестиций в России заставляет задумываться о вопросах интеллектуальной собственности на ранней стадии, чтобы пройти проверку инвестора.
Попробуем разобраться, где и какие права возникают и какие риски несет бизнес, игнорируя необходимость своевременного документального оформления.
На одной из встреч с
И не потому, что у остальных ее нет, а потому, что остальные под интеллектуальной собственностью понимали «изобретения», «
Но если задуматься, объекты интеллектуальной собственности есть в каждом бизнесе в огромном количестве:
- Cайт. Причем не только сам сайт целиком, но и его составляющие — код, дизайн, контент (текстовый), видео, фото, логотип.
- Мобильное приложение. Код, дизайн, контент (музыка, аудиокниги).
- Логотип. А если название (логотип) зарегистрированы в качестве товарного знака, то и товарный знак отдельно.Тут важно понимать, что до момента регистрации названия (логотипа) в качестве товарного знака в Роспатенте никаких прав на товарный знак не возникает. Это одно из главных заблуждений, которое бывает у компаний. Довольно часть пишут «у нас есть домен — значит, есть товарный знак. У нас есть логотип — есть товарный знак».
- Программное обеспечение. CRM-cистема, которую использует компания, или ПО, которое компания реализует.
- Тексты, фото и видеоматериалы (видеоролики), которые могут быть использованы в рекламных материалах, брошюрах, сайте.
- Даже такие нестандартные объекты, как песни для корпоративов, упаковка товара (дизайн), название произведения (если носит творческий характер).
- Персонаж произведения.
- Шрифт.
И это не исчерпывающий перечень — а только перечисление самых распространенных объектов.
При этом Гражданский кодекс содержит перечень объектов, которые не подлежат охране:
- Официальная символика. Сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их флаги, гербы, другие символы и знаки;
- Идеи.
- Сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
- И некоторые другие объекты.
Поэтому сообщение на сайте о новостях (без творческой переработки) не будет охраняться, а вот полноценная статья уже подлежит охране.
Первично права на результаты интеллектуальной деятельности возникают у авторов (лиц, которые самостоятельно творческим трудом их создают) или группы авторов. Уже далее авторы могут передавать или отчуждать права третьим лицам.
Казалось бы, все довольно просто:
- Авторские права возникли у создателя (например, программиста);
- Они передали исключительные/неисключительные права третьим лицам (например, своему работодателю/заказчику);
- Третьи лица распоряжаются объектами в пределах полученных прав.
Но на практике все иначе.
- Работодатели/заказчики считают, что фактическое использование объектов приравнивается к получению прав на них. Например, получив от разработчика
интернет-сайт, выложенный на домен, и доступ к административной панели управления сайтом, заказчик считает, что все права уже получил и никаких документов, фиксирующих это, не требуется. - В договорах с разработчиками отсутствует положение о передаче исключительных прав.
- В договоре передача исключительных прав связывается с
каким-либо обстоятельством (факт оплаты или факт подписания акта оказанных услуг), но это обстоятельство не наступило (например, в силу спора с разработчиком). - Используются объекты, которые не расцениваются компаниями в качестве объектов интеллектуальной собственности. Чаще все это случается с такими объектами, как шрифты, картинки, фото. Например, ваш дизайнер, разрабатывая этикетку для вашего клиента, использовал картинку из интернета (конечно, без всяких разрешений). Впоследствии к клиенту могут быть предъявлены претензии правообладателем картинки (а тот обязательно предъявит претензию вам). Вот, например, сообщение с форума:
- Получив от автора (правообладателя) неисключительные (ограниченные) права объекты используются в большем объеме нежели предоставлено.
Довольно часто такие проблемы возникают при работе с ПО. От вендора компания получает только право продвижения, а пользователям уже реализует ПО по сублицензионному договору.
Получается, что нарушения возникают не столько намеренно, сколько от незнания закона, которое, к сожалению, совсем не освобождает от ответственности.
Такое незнание может стоить компании:
- Потери сайта (другого объекта);
- необходимости выплаты существенной компенсации;
- потере деловой репутации (ну кто захочет работать с дизайнерами, у которых уже были иски за незаконное использование чужой собственности);
- отказа в инвестировании (ведь инвесторы прежде всего будут проверять права на продукт).
О таких рисках часто говорит ФРИИ на встречах со стартапами.
Чтобы не стать нарушителем чужих прав, нужно соблюсти простые правила:- Анализировать, не являются ли используемые вами объекты результатами интеллектуальной деятельности (РИД). Стоит периодически обновлять информацию по вашей компании (что используете/относится к РИД или нет);
- Всегда заключать договора на передачу (отчуждение) прав на РИД, которые вы используете. Договора нужно заключать до начала использования, а не после (когда такое заключение уже или невозможно, или дорого обойдется).
- Если вы получили неисключительные права, стоит соблюдать ограничения, указанные в договоре.
Конечно, вопросы интеллектуальной собственности гораздо сложнее, и в ряде случаев довольно сложно разобраться, у кого и какие права возникают (скажем, кто и какие права имеет при создании фильма).
В ряде случаев судебная практика меняется (как уже несколько раз происходило в доменных спорах). Поэтому в следующих статьях мы расскажем о правах на отдельные объекты и особенностях оформления документов на них.