Задать вопрос

Спасибо!

Ваше сообщение успешно отправлено!

Заявка на услуги

Инструкция: как выбрать юрисдикцию для стартапа

Очень часто мы слышим от своих клиентов, что они хотят сменить юрисдикцию и зарегистрировать компанию где угодно, но только не в России.

Причины может быть разными:

  • привлечение инвестора и подготовка юрисдикции «заранее»;
  • защита интеллектуальной собственности;
  • структурирование договоренностей между фаундерами.

Однако не всегда для этого необходимо переходить в зарубежную юрисдикцию.

Давайте попробуем разобраться, когда переход действительно нужен и что следует учесть при выборе страны.

«Заранее готовим юрисдикцию для инвестора» – неверно

Делать это причиной для перехода в другую страну ошибочно.

Во-первых, ваш выбор может не устроить инвестора и придется нести дополнительные расходы на регистрацию в выбранной инвестором юрисдикции. Тут работает правило «кто платит, то и выбирает страну».

Во-вторых, инвестор обязательно проведет Due Dilligence, а аудит иностранной компании займет гораздо больше времени, чем российской.

«Защита интеллектуальной собственности» – неверно

Бытует мнение, что защитить активы в РФ невозможно и следует перевести всю интеллектуальную собственность за рубеж (ну не зря же большие компании так делают, а чем стартап хуже?).

Но это не совсем так.

Во-первых, прежде чем переводить IP, ее нужно первично оформить, а эту стадию многие проекты пропускают.

Во-вторых, ГК РФ содержит массу положений, позволяющих защитить активы, да и судебная практика обширная.

В-третьих, стоит помнить, что судебная защита и оформление прав за рубежом будет стоить существенно дороже, чем в РФ.

«Структурирование договоренностей между фаундерами» – неверно

Долгое время это была веская причина для перехода в иностранную юрисдикцию – соглашение акционеров позволяло оформить все договоренности.

Но с появлением корпоративного договора и судебной практики по нему все это стало возможно и в РФ. Поэтому прежде чем по этой причине выбирать иностранную юрисдикцию, сравните, что такого может соглашение акционеров, чего не может корпоративный договор.

«Оптимизация налогообложения» – верно

Ряд бизнесов связан с необходимостью выступать налоговым агентом. А это довольно существенная нагрузка, если физических лиц, чьим агентом выступает компания, много.

Например, вы – сервис, работающий на основе программ лояльности, или кешбэк-сервис. Быть налоговым агентом для 1000 пользователей – удовольствие сомнительное.

В таком случае иностранная юрисдикция, в которой этой нагрузки не будет, – вполне объяснимый выбор.

«Запрет на деятельность» – верно

Деятельность, которая в РФ запрещена или связана с существенными рисками (например, все, что связано с криптой), легче реализовать в стране, где имеется нормативная база.

«Иностранных контрагентов больше, чем российских» – верно

Если бизнес строится преимущественно на работе с иностранными контрагентами, то использование зарубежной юрисдикции значительно упрощает деятельность. Во-первых, доверие клиентов повышается, а во-вторых, снимается нагрузка, связанная с валютным контролем.

Итак, при выборе юрисдикции обращайте внимание на следующие параметры:

  • Какие требования в стране предъявляются к вашей сфере деятельности. Нужна ли лицензия или специальные разрешения.
  • Какие налоги возникают.
  • Какова стоимость содержания компании. Не стоит забывать, что, помимо первичных затрат, как правило, бывают постоянные расходы начиная со второго года (пошлины, оплата номинальных директоров и прочее).
  • Есть ли договор с РФ об избежании двойного налогообложения.
  • Какие требования к открытию расчетных счетов. Например, нужно ли иметь постоянный действующий офис.
  • Есть ли требования по составу директоров и участников (нужны ли местные граждане).

Стоит помнить, что:

  • Если учредителями компании будут граждане РФ, обязательно следует изучить нормы о КИК и проанализировать, не увеличит ли структура налоговую нагрузку.
  • Нужно продумать связку с операционной компанией и разработать необходимые договоры.
  • Важно продумать финансовые потоки, в которых участвует компания.


Хотите больше полезных лайфхаков? Подпишитесь на нашу рассылку
Никакого спама. Только полезные материалы. Честно.
Хочу!