Что такое маркетплейс
Маркетплейс предоставляет пользователям и поставщикам ряд возможностей, в том числе:
- Возможность продажи товаров для поставщиков. Это можно делать как от имени поставщиков, так и от имени маркетплейса.
- Предпродажная подготовка товаров.
- Участие в расчетах. В таком случае оплата сначала попадает на счет маркетплейса и далее поставщикам за вычетом комиссии.
- Получение дополнительных услуг (доставка, страхование и т. д.).
- Участие в спорах между поставщиком и пользователями.
- Участие в формировании и передаче документов сторонам сделки.
В конкретном маркетплейсе могут быть собраны все обозначенные функции либо некоторые из них.
Договорная модель маркетплейса
После того как определены бизнес-процессы, юристы подбирают договорную модель, которая учитывает:
-
Договорные отношения с поставщиком. Ключевым аспектом будет следующее: кто поставщик – юридическое лицо (ИП) либо физическое лицо, а также от чьего имени реализуется товар и как осуществляются расчеты.
-
Договорные отношения с пользователями. Тут важно, кто будет продавцом – поставщик или маркетплейс, а также какие дополнительные выплаты осуществляет пользователь в адрес маркетплейса.
Для регулирования отношений, как правило, используются договоры четырех видов: агентский договор, лицензионный договор, договор поставки (купли-продажи) и договор оказания услуг.
Агентский договор заключается между маркетплейсом и поставщиком в том случае, когда расчеты осуществляются через маркетплейс, но маркетплейс продавцом товара не является.
Если маркетплейс в расчетах не участвует, то агентский договор заменяется на договор оказания услуг или лицензионный договор.
В случае, когда маркетплейс не является продавцом, с покупателями (в зависимости от способа монетизации проекта) заключается лицензионный договор или договор оказания услуг. Если же продавцом будет маркетплейс, то с покупателями заключается стандартный договор купли-продажи.
Выбранный договор влияет на:
- Документооборот. Так, в лицензионном договоре можно обойтись и без акта, а вот в других придется составлять акт оказанных услуг или отчет агента.
- Налогообложение проекта.
- Ответственность проекта перед пользователями и поставщиками.
Проблемы при формировании правовой модели
- Если поставщики – физические лица. Массовое перечисление денег на счета физических лиц может не понравиться банку и закончиться закрытием счета.
- Сложности при подключении онлайн-платежей. При подключении к сайту платежных системы можно столкнуться с трудностями, так как платежные системы будут задавать вопросы относительно товаров, которые продаются на вашем сайте, и вашего контроля за продажей (чтобы не допускать мошенничества).
- Блокирование сайта. Если на маркетплейсе продаются товары, запрещенные к дистанционной торговле, это может повлечь блокировку сайта.