Задать вопрос

Спасибо!

Ваше сообщение успешно отправлено!

Заявка на услуги

Юридическая модель маркетплейса, или Можно ли создать маркетплейс по российскому законодательству

К нам часто обращаются компании, которые хотят запустить в России маркетплейс и считают, что российское законодательство не приспособлено для подобных проектов. Но это нет так. 

Что такое маркетплейс 

Маркетплейс предоставляет пользователям и поставщикам ряд возможностей, в том числе: 

  • Возможность продажи товаров для поставщиков. Это можно делать как от имени поставщиков, так и от имени маркетплейса. 
  • Предпродажная подготовка товаров.
  • Участие в расчетах. В таком случае оплата сначала попадает на счет маркетплейса и далее поставщикам за вычетом комиссии. 
  • Получение дополнительных услуг (доставка, страхование и т. д.). 
  • Участие в спорах между поставщиком и пользователями. 
  • Участие в формировании и передаче документов сторонам сделки. 

В конкретном маркетплейсе могут быть собраны все обозначенные функции либо некоторые из них.

Договорная модель маркетплейса 

После того как определены бизнес-процессы, юристы подбирают договорную модель, которая учитывает: 

  • Договорные отношения с поставщиком. Ключевым аспектом будет следующее: кто поставщик – юридическое лицо (ИП) либо физическое лицо, а также от чьего имени реализуется товар и как осуществляются расчеты. 

  • Договорные отношения с пользователями. Тут важно, кто будет продавцом – поставщик или маркетплейс, а также какие дополнительные выплаты осуществляет пользователь в адрес маркетплейса. 

Для регулирования отношений, как правило, используются договоры четырех видов: агентский договор, лицензионный договор, договор поставки (купли-продажи) и договор оказания услуг. 

Агентский договор заключается между маркетплейсом и поставщиком в том случае, когда расчеты осуществляются через маркетплейс, но маркетплейс продавцом товара не является. 

Если маркетплейс в расчетах не участвует, то агентский договор заменяется на договор оказания услуг или лицензионный договор. 

В случае, когда маркетплейс не является продавцом, с покупателями (в зависимости от способа монетизации проекта) заключается лицензионный договор или договор оказания услуг. Если же продавцом будет маркетплейс, то с покупателями заключается стандартный договор купли-продажи. 

Выбранный договор влияет на: 

  • Документооборот. Так, в лицензионном договоре можно обойтись и без акта, а вот в других придется составлять акт оказанных услуг или отчет агента.
  • Налогообложение проекта.
  • Ответственность проекта перед пользователями и поставщиками. 

Проблемы при формировании правовой модели 

  • Если поставщики – физические лица. Массовое перечисление денег на счета физических лиц может не понравиться банку и закончиться закрытием счета.
  • Сложности при подключении онлайн-платежей. При подключении к сайту платежных системы можно столкнуться с трудностями, так как платежные системы будут задавать вопросы относительно товаров, которые продаются на вашем сайте, и вашего контроля за продажей (чтобы не допускать мошенничества).
  • Блокирование сайта. Если на маркетплейсе продаются товары, запрещенные к дистанционной торговле, это может повлечь блокировку сайта. 



Хотите больше полезных лайфхаков? Подпишитесь на нашу рассылку
Никакого спама. Только полезные материалы. Честно.
Хочу!