Заказать звонок

Спасибо!

Ваше сообщение успешно отправлено!

Юридическое сопровождение
интернет-проектов

Публичная оферта для интернет-проектов

Часто мы слышим от клиентов, что для их проекта нужно разработать публичную оферту.
Но нужно понимать: публичная оферта – это лишь способ заключения договора, а не его вид.
При этом техника составления договора в форме публичной оферты имеет свои особенности.

Что такое публичная оферта

Согласно п. 1 статьи 435 ГКРФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Соответственно, верно говорить «договор услуг в форме публичной оферты» (что характеризует способ заключения договора), но неверно говорить «договор публичной оферты.»

Чтобы признать предложение публичной офертой, нужно, чтобы текст содержал существенные условия договора.

Например, для интернет-магазина публичной офертой можно признать не только договор розничной купли-продажи, но и текст, размещенный рядом с товаром, если там содержится его наименование и стоимость.

Что нужно писать в публичной оферте

1. Оферта должна содержать все существенные условия договора, в число которых входят условия о предмете договора, условия, признанные законом или иными правовыми актами как существенные, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст. 432 Гражданского кодекса РФ).

2. Лучше сразу определять вид договора, который предлагаете заключить. Хуже, когда ни из названия, ни из предмета невозможно точно установить, о каком виде договора идет речь. В таком случае суд будет вынужден сам решать, какие нормы применить при разрешении спора (и не всегда суд выберет нормы, выгодные для вас).

Например, в одном из крупных интернет-магазинов косметики договор именуется пользовательским соглашением, а предмет звучит следующим образом:

PO.jpg

Хотя отношения, которые складываются между магазином и пользователем, заключаются в купле-продаже товаров, а значит, и договор должен именоваться договором розничной купли-продажи.

3. Момент акцепта. В договоре важно определить, что является моментом акцепта (принятием условий договора со стороны пользователя).

Акцепт нужно четко определить в договоре. Например, так:

PO2.jpg

А вот не самый удачный пример акцепта:

PO3.jpg

Здесь, во-первых, договор одновременно именуется и публичной офертой, и договором присоединения. Но ГК четко разделяет эти две формы.

Во-вторых, указано, что акцептом является факт оформления заказа, а вот что считается таким фактом – не указано.

Чего нельзя писать в оферте

Вне зависимости от вида договора не стоит в нем указывать:

  • Пункты, которые противоречат законодательству. Для каждого вида договора ГК предусматривает императивные нормы (положения, которые нельзя изменить). Включать положения, которые императивным нормам противоречат, бессмысленно, так как работать они все равно не будут.

  • Пункты, которые нарушают права потребителей. Стоит помнить, что если вы работаете с физическими лицами, то не должны включать в договоры положения, которые противоречат закону о защите прав потребителей.

Например, суд указал, что незаконным является включение в оферту следующих положений: условия, возлагающие на потребителя обязанность ежемесячно вносить исполнителю абонентскую плату за услуги по договору в фиксированном размере (пункт 3.2.1), соблюдения обязательного претензионного порядка разрешения споров до обращения в суд (пункт 3.3.3); предоставляющих исполнителю право в одностороннем порядке изменять размер ежемесячной абонентской платы (пункт 3.2.2), отключить квартиру потребителя от услуг связи «посетитель – квартира» в случае просрочки оплаты услуг более чем на 90 дней и взимать с потребителя двойную месячную оплату за новое подключение (пункт 3.3.2) (см. Определение по делу № 33-332/2017 от 09.02.2017. Калужский областной суд).

Так что подходите к составлению договора с умом :)

Спасибо!

Пожалуйста, подтвердите подписку. Письмо отправлено вам на почту.

Следите за нашими новостями

Только полезные материалы.
Без спама.

Сделано в Nowmedia
+7 495 647-48-61 info@zarlaw.ru
Консультант доступен в будни, 10:00–19:00 по Москве
Заказать звонок