Извините, ваш браузер не поддерживается. Пожалуйста, установите любой актуальный браузер и возвращайтесь!

 

Коммерческая тайна. Понятия и требования

Чем регулируется?

Гражданским кодексом и Федеральным законом «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ, Постановление РСФСР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 декабря 1991 г. N 35.


Что можно защитить как коммерческую тайну?

Законодательство устанавливает несколько признаков для информации, которая может быть признана коммерческой тайной:

  • Действительная или потенциальная коммерческая ценность информации в силу неизвестности ее третьим лицам.
  • Отсутствие у третьих лиц свободного доступа на законном основании.
  • Режим коммерческой тайны в отношении информации.

Обратите внимание, что существует перечень информации, которая не может являться коммерческой тайной (сведения о заработной плате, данные об учредителях и тд).

При этом под режимом коммерческой тайны по сути понимается комплекс мер (в том числе организационных), которые позволяют предотвратить доступ третьих лиц к информации и сохранить ее в тайне.

Важно понимать, что принятие Положения о коммерческой тайне – обязательная, но недостаточная мера.

Чтобы режим коммерческой тайны был «рабочим», необходимо:

1. Разработать и утвердить Положение о коммерческой тайне, в котором указывается конкретный перечень защищаемой информации.

Составляя Положение о коммерческой тайне, старайтесь избегать общих формулировок и шаблонных текстов. Чем подробнее и индивидуальнее составленный документ, тем проще вам будет защитить свою информацию (в том числе и в суде).

С Положением должны быть ознакомлены все сотрудники под роспись.

Во взаимоотношениях с контрагентами такой документ заменит соглашение о конфиденциальности (NDA).

2. В трудовые договоры включить положения, обязывающие работников соблюдать режим коммерческой тайны, и ответственность за нарушение режима. В должностной инструкции имеет смысл детализировать порядок доступа и работы с информацией (для каждой отдельной должности).

3. Документально оформить доступ конкретного сотрудника к информации (например, актом).

4. Документально оформить прекращение доступа конкретного сотрудника к информации (актом).

Как видите, режим коммерческой тайны не ограничивается каким-то единоразовым действием, а представляет собой постоянный процесс.


Ответственность за разглашение коммерческой тайны

Закономерный вопрос – а стоит ли игра свеч? Удастся ли взыскать какие-либо убытки, если сделать все правильно по документам?

Законодательство за разглашение коммерческой тайны предусматривает несколько видов ответственности:

  • Административная (ст. 13.14 КОАП РФ) – правда, данный вид ответственности скорее символический и предусматривает штраф до 5000 руб.
  • Уголовная (ст. 183 УК РФ) – тут все серьезнее: может быть назначено лишение свободы сроком до 3 лет.
  • Гражданская (ст. 15 ГК РФ) – возмещение причиненных убытков.

Размер убытков определяется судом и зависит от представленных доказательств. Доказывание в делах данной категории – самый сложный элемент, но без верного документального оформления режима коммерческой тайны доказать что-либо невозможно.


Как ввести режим коммерческой тайны?

Процесс введения режима коммерческой тайны может быть следующим:

  • Определение перечня информации, которая важна именно для вашей компании (проекта).
  • Определение списка должностей, которые имеют доступ к такой информации.
  • Составление перечня мер по охране информации (документов, содержащих информацию).
  • Разработка и введение в действие документов.
  • Поддержание актуальности документов.

Москва, ул. Вавилова, д. 57Ас1
Консультант доступен в будни с 10:00 до 19:00 по Москве

 
   
 

Москва, ул. Вавилова, д. 57Ас1
Консультант доступен в будни с 10:00 до 19:00 по Москве

ООО Юридическая компания «Зарцын и партнеры»
ИНН   7736683214
КПП   773601001
ОГРН  5147746257247