Задать вопрос

Спасибо!

Ваше сообщение успешно отправлено!

Заявка на услуги

Продажа бизнеса (Exit)

Мы оказываем не только услуги по структурированию венчурных сделок, но также занимаемся сопровождением сделок по полной продаже бизнеса (Exit).

В таких сделках приобретается функционирующий бизнес.

Кто наш клиент и кто покупатель

Нашим клиентом выступил фаундер, который продавал компанию. Это был Saas сервис, лидер на рынке в своей нише. Компании было более 7 лет на дату продажи.

Покупателем стала крупная корпорация, которая приобретала платформу для усиления экосистемы. Сумма сделки – 2 млрд. руб.

Сопровождение сделки

В сделку мы включились, когда покупателем был сформирован Term Shit (cоглашение о намерениях).

На этом этапе мы сделали следующее:

  • обсудили с продавцом структуру сделки и несколько скорректировали ее;
  • обсудили с клиентом возможные риски и как мы будем их минимизировать;
  • внесли правки в TS и согласовали их с покупателем.

Согласование TS заняло 2 недели.

На этапе основных документов мы сделали фокус на следующем:

  • порядок передачи бизнеса. Нам было важно, чтобы фаундер максимально быстро вышел из проекта;
  • снятие ограничений по неконкуренции. Так как клиент планировал продолжить работать на рынке цифровых проектов было важно корректно сформулировать данный раздел. При этом мы понимали, что для покупателя важно иметь гарантии не получить конкурента;
  • порядок оплаты и гарантии, которые давал продавец. Нам было важно иметь механизмы по получению оплаты за проданный бизнес. Было согласовано несколько траншей.

Согласование основного договора купли-продажи и договоров, гарантирующих выплаты заняло 3 недели.

Что важно, если вы планируете Exit:

  1. Подготовьтесь к проведению Due Dilligence. Покупатель будет проводить аудит бизнеса, поэтому к такой проверке нужно подготовиться заранее. В том числе обратите внимание на:
    • корректное оформление прав на НМА;
    • применение налоговых льгот (насколько было корректно, нет ли рисков доначисления);
    • отношения с контрагентами, возможные риски;
    • корпоративная чистота.
  2. Продумайте условия продажи, которые будут приемлемы.
  3. При переговорах обязательно привлекайте юристов. Важно, чтобы в TS были заложены механизмы, которые защищают ваши интересы. Формировать новые договоренности будет трудно;
  4. Погрузите юриста в особенности бизнеса. Он должен понимать «болевые точки» и возможные проблемы. Это позволит корректно сформировать условия в договорах;
  5. Не спешите. В нашем кейсе сделка закрылась достаточно быстро. Но так бывает не всегда. Не стоит спешить, так как если основным KPI вы поставите скорость, то может потеряться качество и корректность сформированных условий и договоренностей.


Хотите больше полезных лайфхаков? Подпишитесь на нашу рассылку
Никакого спама. Только полезные материалы. Честно.
Хочу!