Задать вопрос

Спасибо!

Ваше сообщение успешно отправлено!

Заявка на услуги

Удаление негативной информации

Любая компания может столкнуться с негативными отзывами в интернете. Не всегда это конструктивная критика, чаще – происки конкурентов или отзывы от людей, которые вообще никогда не работали с компанией, а также от обиженных бывших работников.

Удалять такой контент компании пробуют с помощью технологий управления репутацией и часто прибегают к помощи юристов. Но и правовыми методами далеко не всё и не всегда можно удалить. Сложностей несколько.

Трудно установить лицо, которое разместило негатив в Интернете

Для этого нужно знать, кому и куда направить запросы, где получить IP-адреса и как их связать с конкретным человеком. Конечно, если речь идет о СМИ – проблем нет. А вот если пост размещен в соцсетях и автор скрыт по «ником» – дело другое. В таком случае, прежде чем начинать наступление, нужно направить запрос владельцу сайта либо устанавливать его личность через суд.

Через суд можно запросить данные лица, которое зарегистрировало электронную почту, а также ведет переписку с этого адреса «…Истребовать в обществе с ограниченной ответственностью «Мэйл.ру» информацию о том, за кем (фамилия, имя, отчество гражданина, его паспортные данные, адрес, если известно – номер контактного телефона) зарегистрирован адрес электронной почты gas2012y@mail.ru, а также предоставить переписку с данного адреса электронной почты за период с 01.04.2016 по 30.04.2016, предоставить информацию, через какие IP-адреса отправлялись сообщения с данного адреса электронной почты» ( Определение по делу № А26-3931/2016 от 20.07.2016. АС Республики Карелия).

Например, в одном из дел суд установил автора информации, определив владельца страницы через номер телефона, привязанный к странице, и указал «…имеется зарегистрированная на его имя страница по аккаунтом «С. Евстигнеев», ID №, с привязкой данной страницы к телефонному номеру оператора связи «Теле2», находящемуся в пользовании Евстигнеева С. И.» ( Приговор по делу № 10-1/2016 [10-10/2015] от 22.04.2016. Лужский городской суд (Ленинградская область))

Другой вариант – когда пост размещен не на личной странице, а в сообществе, у которого есть модераторы. В таком случае рекомендуется по возможности установить, кто является модератором, так как надлежащим ответчиком может быть лицо, распространившее информацию. При этом желательно проанализировать тексты пользовательского соглашения или правил сообщества, чтобы установить роль модератора и подтвердить, что он отвечает за распространение.

Но самый сложный вариант – если владелец сайта и хостинг находятся за рубежом и российскому правосудию трудно дотянуться до нарушителя.

Квалификация информации в качестве субъективного мнения

В таком случае удалить ничего нельзя, так как это проявление свободы слова. Однако сложности не отменяют возможности защищать свои права. При этом целесообразно применить следующий алгоритм.

Шаг № 1. Определяем категорию размещенной информации

Проанализировав текст, установите, является ли он утверждением о факте или субъективным мнением. Для этого нужно использовать следующий критерий: утверждение о факте можно проверить, а вот субъективное мнение – нет.

Скажем, фраза «Иванов является мошенником, кидает людей на деньги» есть утверждение о факте. Ведь мошенничество – уголовное преступление и проверить наличие судимости просто. А если нет судимости – называть человека мошенником нельзя.

Тут нужно иметь в виду, что если дело дойдет до суда, суд будет дополнительно оценивать место размещения информации и общий тон публикации. Это может здорово изменить ситуацию, поэтому подумайте об этом заранее.

Шаг № 2. Определяем ответчика

Ответчиком может выступать владелец сайта, владелец СМИ, автор публикации.

А вот владельцев социальных сетей практически всегда признают информационными посредниками, что делает иск к ним невозможным.

Для определения ответчика, если данные на сайте отсутствуют, следует направить запросы регистратору или владельцам социальных сетей.

Шаг № 3. Ищем дополнительные основания

Помимо самого негатива, который содержится в публикации, в ней могут быть и другие нарушения. Например, содержаться информация, запрещенная к распространению в РФ, или нарушение закона о персональных данных.

Это даст возможность удалить информацию, даже если текст мог быть квалифицирован как субъективное мнение.

Шаг № 4. Выбираем способ

В зависимости от того, какие сведения стали известны при выполнении предыдущих шагов, можно применить следующие способы:

  • Досудебная защита. Можно направить жалобы в Роскомнадзор, Прокуратуру и поисковые системы. Это эффективно при нарушении законодательства о персональных данных или исключительных прав.

  • Судебная защита. Если ответчик известен и установлен, следует подавать иск о защите чести и достоинства. А вот если ответчика установить не удалось (например, регистратор и хостинг-провайдер находятся за рубежом), то возможно подать заявление «об установлении факта».

Каждый из исков имеет особенности в исполнении. Так, по иску о защите чести и достоинства обязанность удалить публикацию лежит на ответчике. А вот по заявлению об установлении факта решение исполняет Роскомнадзор путем включения ссылки с негативной информацией в реестр запрещенных сайтов.

Конечно, никто не сбрасывает со счетов закон «о забвении», но статистика по его применению крайне неутешительная. В досудебном порядке удается удалить не более 20–30 % сведений, поэтому целесообразно использовать этот способ как дополнительный.

Следует помнить, что прежде чем начинать активные действия по защите деловой репутации, нужно обязательно провести тщательный анализ размещенной информации. Не забывайте, что удаление негатива – это комплекс мероприятий и каждый инструмент следует применять осторожно, ведь важно не только достичь нужного эффекта, но и не нанести вред клиенту.

Наши услуги по правовой защите репутации:

  • Удаление отзывов.
  • Защита деловой репутации суде.
  • Взыскание компенсации вреда деловой репутации.

Стоимость и сроки оказания услуг оцениваются в зависимости от содержания публикации, выбранного способа защиты и других факторов. Подробнее вы можете узнать, направив заявку на почту info@zarlaw.ru.



Хотите больше полезных лайфхаков? Подпишитесь на нашу рассылку
Никакого спама. Только полезные материалы. Честно.
Хочу!