Менеджер ушел вместе с Вашей клиентской базой, и теперь все конкуренты звонят Вашим клиентам, предлагая низкие цены.
Бывший программист, уволившись, разработал для нового работодателя точно такое же мобильное приложение, как у Вас – запилив туда все функции, над которыми Ваша команда сидела не один месяц.
Знакомые ситуации?
Варианты разнообразны – но в каждом из них Вы несете существенные убытки. Как себя защитить от этого и можно ли сделать это в российских реалиях?
Можно, но для этого нужно постараться и создать режим коммерческой тайны в отношении сведений, которые Вы хотите уберечь от утечки.
Законодательством (Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" с изменениями и дополнениями) определяются сведения, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне, порядок введения режима и ответственность за разглашение коммерческой тайны.
Мы предлагаем Вам алгоритм действий для введения режима коммерческой тайны:
1. Определите, какие сведения Вы хотите защитить.
2. Определите круг лиц, имеющих доступ к этим данным (это могут быть как Ваши сотрудники, так и контрагенты).
3. Составьте положение о коммерческой тайне, в котором Вы укажете:
- перечень охраняемых сведений; - порядок допуска к этим сведениям;
- порядок работы (использования) указанных сведений;
- порядок прекращения допуска.
4. Приказом руководителя определите лицо, ответственное за режим коммерческой тайне в Вашей компании.
5. Обратите внимание! Для того чтобы Ваши документы работали, Вы должны ознакомить сотрудников с Положением (вкл. перечень сведений и ответственность за разглашение) под роспись, а для контрагентов предусмотреть аналогичные пункты в договоре.
6. Фиксируйте допуск к сведениям. Например, в доп. соглашении к трудовому договору укажите, что работнику предоставлен доступ к Базе данных (для этого выделен логин и пароль). При увольнении укажите, что доступ ограничен. Также можно поступить с корпоративной почтой.
7.Применяйте технические меры по защите коммерческой тайны (например, установление логина и пароля для доступа к сведениям).
Нужно понимать, что важен комплекс всех мер, а не только составление Положения о коммерческой тайне. В противном случае этот документ будет просто формальным, и суд откажет Вам в защите. Так произошло в одном из дел, рассмотрев которое суд установил, что «Подписание ответчиками договоров о неразглашении коммерческой тайны и утверждение 15.07.2009 года «Положения о коммерческой тайне» ОАО «НПП «Риф» сами по себе не свидетельствуют об установлении режима коммерческой тайны в соответствии с требованиями Федерального закона «О коммерческой тайне». (Решение по делу № 2-450/2015 от 29.01.2015 года Пушкинский районный суд, город Санкт-Петербург).