Задать вопрос

Спасибо!

Ваше сообщение успешно отправлено!

Заявка на услуги

Персональные данные: Как интернет-проекту соответствовать требованиям закона?

Про легендарный 152-ФЗ (закон о персональных данных) слышали все. Но вот как привести свой сайт в соответствие с ним – до сих пор не всем понятно.

1. Что такое персональные данные

Закон предусматривает очень широкую трактовку, относя к категории персональных любые данные, которые прямо или косвенно позволяют идентифицировать конкретное лицо.

Традиционно к персональным данным относят группы данных «ФИО и телефон», «ФИО и электронная почта» или просто паспортные данные.

Больше вопросов возникает относительно одиночных данных – телефон, электронная почта. Но и тут нет однозначного ответа. Например, адрес электронной почты kotik19@mail.ru вряд ли можно отнести к персональным данным, а вот адрес kharitonova.l@zarlaw.ru, который содержит фамилию, инициалы и корпоративный домен, уже будет персональными данными.

То же самое и с телефоном. Номер мобильного телефона можно отнести к персональным данным, а вот городской – уже с натяжкой. Суды тоже придерживаются аналогичной позиции. Так, в решении по делу № 2-1772/2018 от 20.06.2018 Заельцовский районный суд г. Новосибирска (Новосибирская область) указано, что Абонентский номер телефона гражданина относится к категории персональных данных».

При этом, когда пользователь заполняет форму, мы не знаем, какую почту он нам оставит или какой телефон, поэтому целесообразно относить и то и другое к персональным данным и получать согласие на их обработку.

2. Как получить согласие

Вторым по важности вопросом, когда мы выяснили, что относится к персональным данным, является вопрос о том, как получить согласие на обработку, если пользователь заполняет формы на сайте и подписать документ лично не может.

Закон позволяет нам делать это путем подписания согласия простой электронной подписью, к которой можно отнести введение кода, полученного по смс, или проставление галочки в чек-боксе.

Но тут нужно придерживаться нескольких правил:

  • Галочка не должна быть проставлена автоматически. Иначе мы не сможем доказать, что пользователь «подписал» согласие, ведь галочка (т. е. подпись) уже была проставлена и не пользователем.
  • Обязательно следует сохранять log-файл, посредством которого можно доказать факт акцепта, его время, дату.
  • Согласие на обработку должно располагаться рядом с каждой формой, в которой мы собираем данные, и содержать одну цель обработки. Например, у вас есть форма заказа и форма заказа обратного звонка. Цели сбора в обоих случаях разные: в форме заказа звонка цель – информирование пользователя о ваших услугах, а форма заказа уже предполагает заключение договора.
  • Согласие лучше не включать в договор (соглашение), а выделять отдельно.
  • Текст согласия должен соответствовать 152-ФЗ.

И следует помнить, что закон не предусматривает возможности получения согласия по телефону.

3. Что нужно разместить на сайте

На сайте вам необходимо разместить:

  • Согласие на обработку персональных данных (выше правила составления уже описали).
  • Политика обработки персональных данных. Такой документ устанавливает общие принципы работы с персональными данными в компании и размещается в подвале сайта (для пользователей он должен быть доступен с любой страницы). Соглашаться с документом пользователь не должен, поэтому акцептовать его галочкой не нужно.

Теперь давайте разберем все описанное на примерах.

Сайт М.Видео.

При заполнении формы регистрации нам предлагается акцептовать вот такой текст:

mvideo.jpg

Это согласие с политикой конфиденциальности (она же Политика обработки персональных данных), но почему-то активной ссылки нет.

И одновременно дается согласие на обработку персональных данных. Но целей сразу две: заключение договора и информирование о товарах. Согласие на получение рассылки лучше размещать отдельно, чтобы в случае спора с ФАС мы могли доказать, что пользователь осознанно согласился на рассылку.

Аналогичная ошибка в магазине PichShop: при заполнении формы регистрации пользователь соглашается с Политикой обработки персональных данных (но нужно заметить, что ссылка на нее активна), но вот согласия на обработку не дает.

Pich.jpg

OZON

А вот на OZONE другая ошибка – автоматически проставленная галочка рядом с согласием на обработку данных. 

ozon.jpg

Ну и, конечно, если «провалиться» в согласие, мы видим стандартную ошибку «множества целей», в том числе согласие на рассылку, которое дается одновременно с согласием на обработку персональных данных.

Как видите, ошибки совершают даже крупные компании, но по стартапам штрафы за нарушение законодательства о персональных данных ударят больнее. Поэтому не откладывайте – посмотрите, что творится на вашем сайте ))

Спасибо!

Пожалуйста, подтвердите подписку. Письмо отправлено вам на почту.

Ошибка!

Возможно, Вы подписаны на нашу рассылку.

Следите за нашими новостями

Только полезные материалы.
Без спама.

+7 (495) 120-28-16 info@zarlaw.ru
Консультант доступен в будни, 10:00–19:00 по Москве
Задать вопрос