Задать вопрос

Спасибо!

Ваше сообщение успешно отправлено!

Заявка на услуги

Веб-студии: как заключить договор с заказчиком и не потерять деньги

Представьте себе среднестатистическую веб-студию, которая заключает договоры с клиентами. А теперь представьте, с какими проблемами сталкивается такая веб-студия:

  • Заказчик долго не принимает работу. То не нравится слишком синенький фон, то значки нужно сделать чуть креативнее.
  • Фактически заказчик принял работу (например, вовсю пользуется сайтом), а вот денег не платит… То говорит, что их нет, а то вдруг через пару-тройку месяцев вспомнит, что и результат ему не очень понравился.
  • Заказчик решил расторгнуть договор и вернуть уплаченные деньги (это может быть связано со сменой руководства и потерей интереса к проекту).
  • И так далее, и тому подобное.

С ситуацией можно бороться, используя договор с заказчиком.

В договоре есть несколько ключевых моментов:

  • как согласовываются конкретные услуги;
  • как получается информация от заказчика;
  • как осуществляется приемка результата услуг (этапа);
  • как подписываются закрывающие документы;
  • как передаются исключительные права;
  • как осуществляется расторжение договора;
  • как разрешаются споры.

По сути, каждый из этих элементов позволяет «настроить» процесс общения с клиентом на максимально безопасный режим.

Давайте разбираться подробнее.

1. Согласование услуг

Если согласование услуг фактически осуществляется не только посредством подписания оригиналов приложений, но и иными способами (например, через почту, мессенджеры), следует указать это в договоре.

Например, можно использовать такую формулировку:

Стороны могут согласовать перечень услуг путем:

  • подписания Сторонами единого документа;
  • обмена Сторонами подписанными скан-копиями документа по электронной почте.

Можно также указать, что если стоимость услуг не более 10 000 руб. (сумма может быть любой), то достаточно выставить счет с указанием наименования услуг и оплата такого счета будет считаться согласованием услуг со стороны Заказчика.

Такой пункт позволит минимизировать риск отказа Заказчика от услуг при оплаченном счете, но без подписанного в оригинале приложения.

2. Получение информации от заказчика

Если для исполнения Договора вам нужна информация от Заказчика, обязательно укажите:

  • перечень информации (он может быть открытым);
  • сроки, в течение которых Заказчик должен ответить;
  • право Исполнителя перенести сроки при задержке ответа или приостановить оказание услуги. Текст может быть таким: «Переносить сроки оказания услуг в случае задержек Заказчиком предоставления необходимых материалов либо в случае задержек принятия решений Заказчиком на промежуточных этапах работы над проектом».

3. Приемка результата услуг (этапа)

Если исполнение договора предусматривает этапность, обязательно укажите это в договоре. Лучше предусмотреть промежуточную приемку работ (по каждому этапу), чтобы при окончательной приемке не вставало вопросов по промежуточным этапам.

Текст в договоре может быть таким: «В ходе оказания услуг Исполнитель вправе направлять на согласование Заказчику промежуточные результаты. Замечания и/или предложения по доработке промежуточных результатов должны направляться Заказчиком Исполнителю не позднее чем через 3 (Три) рабочих дня с даты получения соответствующего промежуточного результата от Исполнителя.

При отсутствии у Заказчика замечаний и/или предложений по доработке промежуточный результат считается согласованным и последующие претензии не принимаются.

Исполнитель имеет право не согласовывать отдельные промежуточные результаты с Заказчиком, если такое согласование прямо не предусмотрено Приложением к Договору».

В договоре нужно прописать, как передается результат, но еще более важно – выполнять написанное.

4. Подписание закрывающих документов

Тут следует придерживаться нескольких правил:

  • прописать, как отправляется Акт (по электронной почте, путем передачи оригинала);
  • обозначить сроки на получение возражений от Заказчика; если эти сроки прошли – считаем, что Акт подписан.

Текст может быть таким «После окончания оказания услуг по очередному Приложению Исполнитель обязан в срок не позднее 5 (Пяти) рабочих дней с момента окончания оповестить Заказчика об окончании оказания услуг и предоставить Заказчику Акт сдачи-приемки. Акт сдачи-приемки может по выбору Исполнителя направляться в виде скан-копии на электронную почту Заказчика либо путем направления оригинала Заказчику.

Заказчик в течение 5 (Пяти) рабочих дней со дня получения Акта сдачи-приемки обязан направить Исполнителю подписанный Акт сдачи-приемки или мотивированный отказ от приемки услуг. При наличии у Заказчика претензий к оказанным Исполнителем услугам Сторонами оформляется протокол доработок с указанием сроков и порядка их выполнения».

5. Передача исключительных прав

Вот тут для заказчиков часто кроется ловушка, заложенная студиями. В договоре может вообще отсутствовать пункт о правах, и тогда получается, что права останутся у исполнителя.

А вот если вы – исполнитель и прописываете в договоре момент передачи прав, обязательно свяжите его с моментом оплаты. В таком случае заказчик, который не платит, но использует результат вашей работы, будет нарушать ваши права и его можно будет привлечь к ответственности (в такой ситуации желающих не платить станет меньше).

6. Разрешение споров

Так как заказчики могут быть из разных регионов, стоит прописывать, что споры разрешаются по вашему местонахождению. Конечно, не все на это согласятся, но если такой пункт будет в договоре, шансов, что вам не придется ехать на край света, существенно больше.

А теперь – пара кейсов, которые показывают, к чему приводят ошибки:

Кейс № 1: Договор есть, а приложений к нему нет

Веб-студия подписала договор с заказчиком. Сроки были нарушены, и заказчик обратился в суд с требованием расторгнуть договор и взыскать ранее уплаченное по нему.

Суд, проанализировав договор, пришел к следующему выводу:

  • В договоре есть ссылки на техническое задание, но подписано оно не было. При этом ответчик, как профессиональный участник отношений в области разработки веб-сайтов, несмотря на неоднократные ссылки в тексте договора на техническое задание, данное задание на согласование истцу не представил.

  • Приступив к исполнению договора, ответчик, как профессиональный участник рынка, сроки исполнения обязательств в полном объеме не прописал, доказательств, подтверждающих передачу истцу результатов оказанных по договору услуг, которые соответствуют его условиям, суду не представил.

В итоге суд взыскал с веб-студии уплаченную сумму ( Решение по делу № А14-19799/2017 от 09.07.2018. АС Воронежской области).

Кейс № 2: В договоре прописали, но не сделали

Веб-студии предъявлен иск о ненадлежащем исполнении договора и взыскании уплаченных денежных средств.

Суд сделал следующие выводы:

  • Договором предусмотрено, что работы должны быть выполнены в три этапа: разработка технической документации (стоимость 33600 руб., срок выполнения – 10 рабочих дней), разработка дизайна (46080 руб., 8 рабочих дней), программирование (183120 руб., 39 рабочих дней).

  • Доказательств выполнения какого-либо из этапов ни суду первой инстанции, ни в ходе рассмотрения дела в апелляционном суде не представлено.

  • Ответчик утверждает, что первый этап выполнен, но в дело не представлены доказательства проведения внутреннего (на сотрудниках веб-студии) пользовательского юзабилити-тестирования – указанная работа входит в первый этап. Таким образом, суд правомерно сделал вывод о ненадлежащем выполнении работ и по первому этапу тоже.

Таким образом, суд удовлетворил исковые требования, и причиной тому стало неисполнение действий, предусмотренных в договоре ( Постановление по делу № А56-46216/2017 от 25.05.2018. 13-й ААС).

Не забывайте, что договор может стать вашим помощником, а может и навредить :)


Хотите больше полезных лайфхаков? Подпишитесь на нашу рассылку
Никакого спама. Только полезные материалы. Честно.
Хочу!