Автор статьи: Людмила Харитонова
Большое количество информационных сайтов предоставляют пользователям возможность самостоятельно публиковать различный контент.
Однако может возникнуть ситуация, когда размещенный пользователем контент нарушит права третьих лиц. И встает вопрос: кто несет ответственность в таком случае? Владелец сайта или пользователь?
Информационные посредники – кто это?
Согласно ст. 1253.1 ГК РФ под «информационным посредником» понимается:
- лицо, осуществляющее передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети Интернет;
- лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети;
- лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети.
Информационными посредниками могут быть признаны хостинг-провайдеры, интернет-провайдеры и администраторы сайтов.
Применительно к сайтам информационным посредником можно признать сайт, который:
- работает в режиме социальной сети;
- позволяет пользователям размещать комментарии;
- работает в режиме форума;
- позволяет размещать контент (информационный сайт, агрегатор).
Можно ли привлечь к ответственности информационного посредника
Закон устанавливает перечень оснований, при которых информационный посредник может быть освобожден от ответственности за контент, размещенный не им. Основания разделяются в зависимости от того, передает ли посредник материал и предоставляет пользователям размещать контент:
Информационный посредник, осуществляющий передачу материала |
Информационный посредник, предоставляющий возможность размещения материала
|
1) он не является инициатором передачи материала и не определяет его получателя; 2) он не изменяет указанный материал при оказании услуг связи, за исключением изменений, осуществляемых для обеспечения технологического процесса передачи материала; 3) он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации лицом, инициировавшим передачу материала, является неправомерным.
|
1) он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, содержащихся в таком материале, является неправомерным;
2) он в случае получения в письменной форме заявления правообладателя о нарушении интеллектуальных прав с указанием страницы сайта и (или) сетевого адреса в сети Интернет, на которых размещен такой материал, своевременно принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав. Перечень необходимых и достаточных мер и порядок их осуществления может быть установлен законом |
Попробуем на примерах разобраться, как с этим работать:
Кейс № 1
На сайте «тв.город.рф» была размещена статья с фото, которые принадлежали третьему лицу. Правообладатель подал иск к владельцу сайта о взыскании компенсации. Владелец сайта указал, что является информационным посредником и никакой ответственности за размещенные на сайте фото не несет.
Однако суд эти доводы отклонил, указав, что размещение фото осуществлено не пользователем, а сотрудниками владельца сайта (см. подробнее Решение АС Амурской области от 04 сентября 2018 года по делу № А04-5651/2018).
Кейс № 2
Сайт ad1.ru позволяет размещать рекламные материалы. На сайте размещены рекламные объявления, содержащие ссылки на сторонние ресурсы, торгующие контрафактом.
Суд указал, что система adl.ru является так называемой СРА-сетью, то есть технологической системой-посредником. Принцип работы сайта http://adl.ru заключается в обеспечении посредничества между рекламодателями и партнерами, то есть лицами, заинтересованными в размещении такой рекламы с помощью своих интернет-ресурсов. Сайт позволяет регистрироваться рекламодателям, заинтересованным в рекламе какого-либо продукта.
После получения претензии владелец сайта удалил материалы. Таким образом суд признал, что ресурс, как информационный посредник, ответственности не несет (см. подробнее Решение по делу № А56-37066/2018 от 19.07.2018. АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области).
Кейс № 3
На Avito было размещено объявление о продаже контрафактного товара.
Суд отметил, что в пользовательском соглашении Avito содержатся прямые указания на статус информационного посредника. В частности, указывается:
«2.4. Сайт Avito является площадкой, позволяющей Продавцам самостоятельно на свой страх и риск размещать предложения, адресованные неопределенному кругу лиц на совершение сделки в отношении Товара, которым Продавец правомочен распоряжаться (делать предложения), а Покупателям принимать на свое усмотрение и под свою ответственность предложения, размещенные на Сайте Продавцами, заключая соответствующую сделку с Продавцом».
«7.3. Авито является инструментом, который предоставляет возможность Пользователям размещать Объявления в отношении Товаров, реализация и/или приобретение которых разрешены законом и Пользовательским соглашением. Таким образом, качество, безопасность, законность и соответствие Товара его описанию, а также возможность Продавца продать и/или Покупателя приобрести Товар находятся вне контроля Авито. В связи с чем Авито не несет ответственности за содержание информации, предоставляемой Пользователями, включая содержание Объявлений, использование Пользователями товарных знаков, логотипов третьих лиц и условий предложения Продавца».
«7.10. Авито никак не связано с любой предоставляемой Пользователем информацией, включая содержание Объявлений, предоставленной и/или размещенной Пользователями на Avito, и не обязано осуществлять проверку содержания, подлинности и безопасности такой информации либо ее компонентов, а равно ее соответствие требованиям действующего законодательства и наличия у Пользователей необходимого объема прав на ее распространение и/или использование».
Это послужило основанием для отказа в иске (см. подробнее Решение по делу № А40-77157/2018 от 19.07.2018. АС г. Москвы).
Если вы являетесь информационным посредником, обязательно сделайте следующее:
-
На сайте разместите пользовательское соглашение, в котором будет описан ваш статус, порядок размещения информации, запрет на размещение информации, нарушающей права третьих лиц.
-
Закрепите порядок работы с претензиями и отразите его в пользовательском соглашении или отдельном документе.
-
В случае получения требований сразу реагируйте на них, предоставляя мотивированный ответ и при необходимости удаляя контент.