Заказать звонок

Спасибо!

Ваше сообщение успешно отправлено!

Юридическое сопровождение
интернет-проектов

Стартапам и не только: как самим вычислить контрагентов-мошенников

Партнёр в юридическом бюро «Зарцын, Янковский и партнёры», преподаватель юридического факультета МГУ поделился несложным лайфхаком, позволяющим избежать партнёрства с неблагонадёжными компаниями и руководителями.

ПРОСТЫЕ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ

янковский.pngРоман Янковский:

К нам много раз приходили клиенты со спорами, которых можно было избежать. Пожалуй, это около 90% случаев. Чаще всего речь идет о неурегулировании потенциально конфликтных вопросов в договоре. Например, когда исполнитель затягивает со сроками, а заказчик не хочет полностью оплачивать работу. В итоге начинается ссора, которая выплёскивается в суд.

Но примерно в четверти таких случаев споры возникают по вине конкретного участника договора. Есть и просто нехорошие ребята, которые ставят суды на поток. Они принципиально не оплачивают работу, бегают от партнёров, меняя офисы, заводят десяток фирм-близнецов. Такие «предприниматели» действуют годами, и единственная возможность не нарваться на них — проверять всех контрагентов, хотя бы по картотеке арбитражных дел. Это просто, обучить таким проверкам можно секретаря или офис-менеджера.


Предпринимательство неразрывно связано с рисками. Заказчики не платят фрилансерам, соучредители выходят из проекта, а поставщики отказываются от выполнения контрактов. Но любой риск можно минимизировать, и глупо этим не пользоваться.

Раньше о новом контрагенте можно было узнать только то, что записано в госреестре юридических лиц — ЕГРЮЛ. В лучшем случае удавалось взглянуть на баланс компании за последний отчётный период. И то и другое — на бумаге.

Сейчас технологии позволяют проверить контрагента в несколько кликов. За последнее время появилось сразу несколько бесплатных государственных ресурсов для проверки контрагента на честность.

Источники и состав информации

1. Google. Для начала можно просто погуглить: в общем доступе бывает немало полезной информации: отзывы на Яндекс.Маркете, группы недовольных в социальных сетях, жалобы уволенных работников. Проверять лучше не только по бренду, но и по официальному наименованию, указанному в договорах и на счетах, и по ФИО директора или учредителя.

2. ЕГРЮЛ. С недавних пор он стал полностью открытым, и доступ к нему бесплатен.

Можно выяснить:

  • давно ли зарегистрирована компания;
  • кто ее учредители и директор;
  • по какому адресу находится офис;
  • как часто менялся директор;
  • как часто менялся адрес.

3. Арбитраж. Судебное преследование контрагента может характеризовать его (не)надёжность, особенно если предметом исков часто было неисполнение им договоров. База решений арбитражных судов и раньше была частично доступна через системы юридической информации типа «Консультант плюс». Но сейчас работает сервис «Картотека арбитражных дел» с решениями всех инстанций и поиском по названию организации. Важно смотреть не на суммарное количество дел (крупные компании много судятся), — насторожить должны существо споров и большое количество проигранных процессов.

4. ФССП. Контрагент может стать должником по исполнительному производству даже без судебного разбирательства. Проверить это поможет банк данных исполнительных производств на сайте службы. Кроме размера долгов здесь можно проверить наличие закрытых производств — долги, которые не удалось взыскать даже судебным приставам. 5. Росстат. База бухгалтерской отчетности ведомства gks.ru/accounting_report содержит основную финансовую информацию о контрагенте: чистую прибыль, активы, остатки по итогам последних лет. Далеко не все передают информацию в Росстат, и если ваш контрагент здесь представлен — это уже факт в его пользу. Впрочем, ответственность за уклонение от сдачи отчётов недавно ужесточили, и в базе Росстата теперь должно появиться много новых компаний.

6. ФАС. В реестр недобросовестных поставщиков антимонопольной службы попадают «закупочные тролли» и поставщики, не исполнившие условий государственного контракта.

7. Реестр сведений о банкротстве. Ваш контрагент окажется в нём, только если он уже под внешним управлением. Но здесь можно найти другие компании того же владельца. По сравнению с арбитражной «картотекой» тут больше документов. Например, можно посмотреть, удовлетворены ли требования кредиторов и не привлекались ли руководители к ответственности.

8. ФНС. База неплательщиков налогов и «брошенных» компаний пока работает в тестовом режиме и только для юридических лиц. Представителей контрагента — директора и членов правления — можно также проверить в реестре дисквалифицированных лиц: не запретил ли им суд руководить компаниями за административные или налоговые прегрешения.

Как упростить процесс проверки

Если вам некогда или просто лень копать ресурсы самостоятельно, то можно воспользоваться готовыми решениями. Самые известные из них — СПАРК и « Контур.Фокус». Они берут информацию из тех же источников, но агрегируют ее в динамике. Поэтому с их помощью легко проверить, как менялся капитал контрагента или сколько директоров сменилось в компании за последние пять лет. Эти сервисы позволяют вычислять холдинги, в том числе и скрытые. Например, компании, формально не связанные, но зарегистрированные в одной квартире или в одном офисе.


Спасибо!

Пожалуйста, подтвердите подписку. Письмо отправлено вам на почту.

Следите за нашими новостями

Только полезные материалы.
Без спама

Сделано в Nowmedia
+7 495 647-48-61 info@zarlaw.ru
Консультант доступен в будни, 10:00–19:00 по Москве
Заказать звонок