Заказать звонок

Спасибо!

Ваше сообщение успешно отправлено!

Юридическое сопровождение
цифровых проектов

Рекламные рассылки – как не получить штраф

Организуя рекламную кампанию, важно понимать, что нужно решить не только вопросы, связанные с маркетингом и текстом, но и юридические.

Если не проработать эти нюансы, вы рискуете одной рассылкой нарушить и закон «О рекламе», и ФЗ «О персональных данных», и закон «О защите прав потребителей». А это не только иски, но и большие штрафы…

Что такое рекламная рассылка

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Одним из ключевых аспектов этого определения является указание на «неопределенный круг лиц». Отсутствие в тексте какого-либо указания на средства индивидуализации, позволяющие идентифицировать получателя информации, позволяет говорить о том, что она адресована неопределенному кругу лиц, вне зависимости от того, каким количеством лиц она была получена.

Получается, если мы укажем в тексте рассылки имя получателя, то рекламой это не будет?

И да, и нет. Судебная практика единообразного подхода не выработала. Есть решения, в которых этот аргумент учитывается, а есть и другие, где этому фактору решающего значения не придается.

Вопрос № 1: База данных для рассылки

Прежде всего следует определить, по какой базе данных будет проходить рассылка и каким образом, для каких целей эта база данных собрана.

Можно использовать базу данных, которая собрана легально, есть доказательства получения согласия на обработку персональных данных и в целях указано, что осуществлять рассылку можно.

Нельзя осуществлять рассылку по базе, полученной от третьих лиц, если вы не знаете источник сбора персональных данных и у вас нет подтверждения согласий на рассылку и обработку персональных данных, полученных от пользователей.

При отсутствии согласия на обработку персональных данных Роскомнадзор сможет привлечь вас к ответственности. На текущий момент штраф за обработку персональных данных без согласия составляет до 75 000 руб.

Вопрос № 2: Согласие на рассылки

Выше мы отметили, что очень важно получить согласие на получение рассылки. С получением согласия есть несколько особенностей:

  • Согласие на получение рассылки не стоит включать в текст соглашения (договора) или согласия на обработку персональных данных. Согласие на получение рассылки должно быть отдельным, чтобы, акцептуя договор, пользователь имел право выбора: получать рассылку или нет. Суды не раз указывали, что «при получении согласия абоненту должна быть предоставлена возможность изначально отказаться от получения рекламных рассылок, а сама форма согласия должна быть прямой и недвусмысленно выражающей соответствующее согласие (абонент прямо выражает согласие на получение рекламы), а не опосредованной и обусловленной ознакомлением с правилами оказания (предоставления) услуг» (см., например, Решение по делу № А40-117372/2018 от 24.08.2018. АС г. Москвы).

  • Подписываясь на рассылку, пользователь должен точно понимать, что речь идет о рекламной рассылке. Так, ФАС неоднократно указывал, что графа «новости и скидки», «рассылка информационных сообщений по e-mail» не позволяет потребителю однозначно определить характер информации, на получение которой дано согласие.

  • Важно зафиксировать момент акцепта и иметь возможность это доказать. Как правило, согласие дается путем проставления галочки или путем введения кода, полученного по SMS.

Хотя есть кейсы, когда включение согласия в текст договора признается надлежащим. Речь идет о письменной форме договора, в которой есть возможность подписаться на рассылку или не подписываться. Но когда договор существует в форме публичной оферты, такой вариант трудно реализовать.

Если вы используете галочку, она не должна быть проставлена автоматически. Следует фиксировать момент ее проставления и хранить log-файл.

Если используете код, полученный по SMS, следует иметь в виду, что ФАС очень часто запрашивает операторов сотовой связи относительно принадлежности номера телефона и если его владельцем является не то лицо, которое указано в момент акцепта, может наложить штраф. Тут, конечно, есть судебная практика, позволяющая доказать добросовестность рекламодателя, но риски нужно знать.

Причем тот факт, что получатель рассылки на текущий момент является вашим клиентом и вы имеете с ним договорные отношения, не спасет вас от штрафа.

А штрафы за нарушение законодательства о рекламе очень высокие – от 100 000 до 500 000 руб.

Вопрос № 3: Отказался о рассылки – исключите из базы

Если вы получили отказ от получения рассылки, обязательно сразу исключите абонента из базы и не отправляйте ему рекламу. В противном случае вам грозит штраф.

Вопрос № 4: Внимательно проверяйте текст рассылки

В тексте рассылки не должно быть положений, нарушающих законодательство о рекламе. В частности, там не должно быть некорректных сравнений с конкурентами, использования чужих товарных знаков. А если реклама ваших услуг имеет ограничения, они должны быть соблюдены.

Спасибо!

Пожалуйста, подтвердите подписку. Письмо отправлено вам на почту.

Ошибка!

Возможно, Вы подписаны на нашу рассылку.

Следите за нашими новостями

Только полезные материалы.
Без спама.

+7 499 550-94-94 info@zarlaw.ru
Консультант доступен в будни, 10:00–19:00 по Москве
Заказать звонок