Заказать звонок

Спасибо!

Ваше сообщение успешно отправлено!

Юридическое сопровождение
интернет-проектов

Защита сайта: что и как можно защитить

Автор статьи: Людмила Харитонова

Что можно защитить? 

Непосредственно сам сайт не включен действующим законодательством в число объектов интеллектуальной деятельности. Но он включает в себя множество объектов, которые являются интеллектуальной собственностью. 
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 N 13АП-3651/11 разъясняет, что: «… Интернет-сайт - это совокупность информации и программ для ЭВМ, содержащихся в информационной системе, обеспечивающей доступность такой информации в сети Интернет по определённым сетевым адресам. Интернет-сайт представляет собой информационный объект, характеризующийся определенным контентом (содержанием) и программными средствами, обеспечивающими визуализацию этого контента на экранах компьютеров пользователей сети Интернет».

Объектами интеллектуальной деятельности, входящими в сайт, считаются: 
  • Дизайн; 
  • Концепция; 
  • Программное обеспечение; 
  • Контент (в том числе аудио/видео произведения); 
  • Логотипы. 

Что предпринять для защиты сайта? 

Необходимо понимать, что защита интернет-портала, то есть входящих в него объектов, должна быть комплексной и применяться на практике постоянно. Это связано с тем, что работающий сайт постоянно меняется: на него добавляются новые объекты, убираются или видоизменяются старые. 
К комплексу мер по защите относят:
  • Закрепление прав на объекты; 
  • Регистрацию объектов; 
  • Мониторинг нарушений со стороны третьих лиц; 
  • Пресечение нарушений; 
  • Получение компенсаций за нарушение прав. 
Конкретный перечень мероприятий зависит от: 
  • объектов, входящих в состав сайта;
  • объектов, имеющих значение для бизнеса. 
Реализация полного комплекса мер защиты требует значительных расходов. Поэтому сначала нужно определить, какие объекты действительно нуждаются в защите, то есть, являются уникальными и приносят этим прибыль бизнесу. 
Закрепление прав Сайт или отдельные входящие в него объекты могут быть созданы: 
  • самостоятельно; 
  • работниками компании; 
  • другими компаниями по заказу;
  • фрилансерами. 
При любом варианте важно ОБЯЗАТЕЛЬНО заключать договор на создание объекта, в котором должно быть четко отражено условие о переходе исключительных прав на него. Безусловно, содержание и форма соглашения зависят от способа создания сайта и статуса контрагента. Но есть общие рекомендации, вне зависимости от выбранного вида договора: 
  • Договор должен содержать четкое описание создаваемых объектов. Рекомендуется составлять отдельное техническое задание;
  • В тексте необходимо отразить, какие права передаются Заказчику, а какие права остаются у Исполнителя. Обязательно нужно упомянуть, что имеет право делать Исполнитель (например, размещать на портале рекламу своих услуг, использовать его для оказания услуг третьим лицам и т.д.); 
  • Нужно определить момент перехода прав на объекты сайта. 

Что можно и нужно зарегистрировать? 

Некоторые объекты сайта можно зарегистрировать, чтобы зафиксировать право авторства. 
К ним относят: 
1. Программное обеспечение 
В этом случае регистрируется исходный код, как литературное произведение. Поэтому изменение (модификация) кода автоматически создает новый объект. Подобная регистрация закрепляет приоритет и право авторства, но не является абсолютной защитой от копирования. Регистрацию повторяют каждый раз, как выходит новая версия сайта. 
2. Дизайнерское оформление (форма сайта) 
Защитить авторским правом можно: 
  • Графическое решение сайта – это проектировочное решение сайта, которое обладает эстетическими качествами особого характера. 
  • Структуру интернет-портала. 
Судебная практика, применительно к дизайну сайта, указывает: «…дизайнерское Решение WEB-сайта, в том числе, оформление разделов сайта с учетом требований, указанных в техническом задании, к их графическому, цветовому, аудиовизуальному отображению, организации совокупности данных (статей, рисунков, чертежей и т.д.), подобранных и систематизированных определенным образом, было признано подлежащим охране.» (Решение по делу № А40-19126/2010 от 09.12.2010. АС г. Москвы).
Таким образом, дизайн стоит защищать в случаях, когда есть уникальное дизайнерское решение. 
Дизайн сайта можно зарегистрировать с помощью нескольких вариантов: 
  • как товарный знак – при этом регистрируют информацию на бумажном носителе. Данный способ является долгим и дорогостоящим и подходит не для каждого дизайна сайта. 
  • Запатентовав, как промышленный образец – для этого необходимо обратиться в Роспатент. Получить патент возможно, если графический интерфейс сайта содержит уникальные функциональные опции. 
3. Логотип 
Защитить оригинальный логотип также можно двумя способами: 
  • Регистрация товарного знака. 
  • Патентование промышленного образца. 
4. Контент Контент является содержанием сайта. 
Исходя из судебной практики, к контенту относят «…Текстовое, графическое, документальное и иное информационное содержание сайта» дело № А60-21914/2009.
Информационную составляющую интернет-страницы можно защитить: 
  • Электронным депонированием; 
  • Нотариальным заверением контента. 
Дополнительными способами закрепления авторских прав на объекты сайта могут быть: 
  • Регистрация авторских прав в Российском авторском обществе и/или подобных компаниях; 
  • Отправка ценной бандероли с вложением распечатанного сайта на собственный адрес проживания. Письмо нельзя вскрывать. 

И самое главное! Стоит не только защищать свою интеллектуальную собственность, но и тщательно контролировать, что Вы сами не используете чужие объекты.


Спасибо!

Пожалуйста, подтвердите подписку. Письмо отправлено вам на почту.

Следите за нашими новостями

Только полезные материалы.
Без спама

Сделано в Nowmedia
+7 495 647-48-61 info@zarlaw.ru
Консультант доступен в будни, 10:00–19:00 по Москве
Заказать звонок