Заказать звонок

Спасибо!

Ваше сообщение успешно отправлено!

Юридическое сопровождение
интернет-проектов

Режим коммерческой тайны

Часто компании пытаются в договорах с подрядчиками, сотрудниками и клиентами делать тайной любую информацию.

Важным может быть многое, но закон «О коммерческой тайне» 98-ФЗ защищает только определенный перечень информации и только в том случае, если сама компания совершила ряд действий по охране такой информации.

Типичные ошибки

Коммерческая тайна – это не просто важная для компании информация, это режим работы с информацией. Невозможно защититься от разглашения, просто прописав в договоре с подрядчиком несколько слов о коммерческой тайне. Зачастую компании в договорах упоминают конфиденциальность информации, допуская при этом одну из этих ошибок:

  • режим тайны не введен, но на нее есть ссылка в договоре;
  • режим тайны введен, но в договоре четко не прописаны условия, что-то вроде: «Мы передали вам секреты, и вы обязаны их хранить».

Без режима коммерческой тайны не действует запрет на разглашение. Таким пунктом договора можно попытаться напугать, но на практике этот запрет ничего не стоит.

Во втором случае компания защищает себя слишком формально. В случае суда решение может быть принято не в вашу пользу именно из-за отсутствия конкретики.

Первый шаг в защите коммерческой тайны – ввести режим коммерческой тайны в компании.

Больше конкретики

Посвятите коммерческой тайне целый раздел договора, но избегайте шаблонных фраз. Когда юрист вашего контрагента увидит шаблонную фразу, скорее всего, он сделает такой вывод: «Формальность. Клиент ничем не рискует». Если же юрист увидит подробно и правильно составленный раздел, он непременно сделает на этом акцент и уточнит у клиента о возможности сохранения тайны.

Если партнер действительно сольет информацию и это повлечет для вас убытки – можно будет смело идти в суд и взыскать с обидчика штраф. Подробный раздел договора сделает вашу позицию в суде более твердой. Для этого в нем надо написать, какая информация секретна, что запрещается делать с этой информацией, какие будут применены санкции и как искать виновного в случае нарушения. Остановимся на этом подробнее.

Секретная информация

В договорах можно встретить формулировку вроде «Стороны обязуются не разглашать конфиденциальную информацию без согласия другой стороны».

Все прекрасно, и стороны договорились. Но какие именно сведения считаются секретом – непонятно. В итоге одна сторона считает, что нельзя раскрывать суть заказа, другая смело размещает его в своем портфолио на сайте. Идти в суд бессмысленно, ведь для него расплывчатая формулировка равна ее полному отсутствию.

Пример из судебной практики: транспортная компания подала иск к своему подрядчику ИП Череде за разглашение конфиденциальных сведений. Компания не оплатила водителю рейс, и тот написал отзыв на сайте ati.su, где рассказал о заказе и долге. По мнению компании, Череда был не вправе публиковать сведения о заказе в Интернете.

Суд встал на сторону предпринимателя, в том числе потому, что истцом не был доказан факт нарушения, ведь в договоре отсутствовал перечень конфиденциальных сведений (см. решение по делу № А75-19942/2017 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры).

Чтобы подстраховаться от случайного разглашения секретов или суда, в договор надо включить список конфиденциальных сведений. Выберите нужные для конкретной сделки данные из положения о коммерческой тайне вашей компании. Например, если речь идет о заказе на сопровождение CRM и подрядчикам будут доступны базы клиентов, данные продавцов, скрипты, детали акций – всё это можно включить в договор.

ris-1.jpg

Чем точнее список, тем выше степень защиты. Если список занимает больше одной страницы, его можно вынести в приложение к договору.

Грифы секретности

По закону о коммерческой тайне носители конфиденциальной информации должны быть помечены грифом, например «Секретно» или «Коммерческая тайна». Грифом может быть красная печать на папке или дисклеймер в электронной почте. Главное, чтобы он был заметным.

Обязательно пропишите в договоре, как выглядит гриф.

Пример:

ris-2.jpg

Формально писать о грифе не обязательно, но лучше немного перестраховаться. Партнер может заявить, что не понял, что скрипты продаж были конфиденциальной информацией. Если в договоре есть описание грифа и информация была им помечена, сослаться на невнимательность будет трудно.

Запрещенные действия

Описание запрещенных действий – защита от слива секретов по неосторожности. Например, если не прописать в договоре, что данные о работе над проектом запрещается пересылать на личную почту или выносить из офиса распечатки, то найти виновного в случае утечки будет крайне трудно.

Список запрещенных действий поможет и в суде, который может посчитать, что если заказчик не предупредил, то получившие доступ могли не знать что именно им нельзя делать.

Чем точнее список, тем проще будет доказать ответственность партнера. Прописать запреты в договоре можно, например, так:

ris-3.jpg

Штрафы

Закон предусматривает наказание для нарушителя в виде возмещения убытков, штрафа или даже уголовного срока. Для возмещения убытков в суде нужно будет доказывать, что компания потеряла деньги именно из-за разглашения ответчиком конфиденциальной информации.

Приведем упрощенный пример:

Поставщик магазина слил конкуренту информацию о крупной закупке товаров, и тот сделал скидку покупателям именно на эти позиции. Магазин обнаружил источник утечки, оценил убытки в 1 000 000 рублей и отправился в суд. Но суд с доводами не согласился: покупатели могли уйти по другим причинам, а конкурент – сам догадаться предложить скидки. Суд проигран, убытки магазина не возмещены или возмещены, но суд назначил к возмещению, например, 10 000 рублей вместо миллиона.

Чтобы повысить шансы получить финансовую компенсацию, лучше указать в договоре конкретную сумму, так называемый «штраф в твердой сумме». Указать можно любой штраф, но суд вправе его снизить, если установит несоразмерность неустойки. Обычно для оценки размера штрафа суд сопоставляет оборот компании, значимость раскрытого секрета и то, насколько компания зависит от него.

Пример из судебной практики:

Компания подала иск к подрядчику ИП Паутину за разглашение коммерческой тайны, потребовала выплатить штраф.

Предприниматель выполнил заказ компании, а после опубликовал отзыв в Интернете, указав в нем детали заказа. По договору между водителем и компанией, описание заказа – коммерческая тайна, за ее разглашение полагается штраф 39 000 рублей или в размере стоимости заказа.

Суд признал, что предприниматель нарушил условие договора, но не согласился с суммой штрафа, мотивировав это тем, что:

  • Предприниматель описал заказ из-за жалобы на компанию.
  • Штраф равен стоимости заказа, который выполнил предприниматель. Если оштрафовать его на эту сумму, получится, что предприниматель работал бесплатно.
  • Предприниматель опубликовал описание заказа после того, как его выполнил. Публикация не привела к негативным последствиям для компании.

В итоге предприниматель заплатил в четыре раза меньше, чем требовал истец (см. Решение от 05 марта 2018 года по делу № А50-44629/2017 АС Пермского края).

Крупный штраф в договоре, вероятнее всего, привлечет внимание партнера. Мало кому захочется разбираться в суде и платить внушительные штрафы, а значит, партнер внимательнее отнесется к выполнению условий. В договоре можно написать примерно следующее:

ris-4.jpg

Доказательства

Штраф за нарушение условий коммерческой тайны будет выглядеть более убедительным, если дополнить его подробным рассказом о процессе доказывания факта нарушения. Задача – показать, что компания серьезно относится к коммерческой тайне и готова потратить время и деньги на расследование.

Пример:

ris-5.jpg

Добавьте к этому права партнера во время расследования, чтобы суд не посчитал, что компания лишила партнера возможности оправдаться. Можно сформулировать это следующим образом:

ris-6.jpg

Не будет лишним также наличие описания служебного расследования и акта по его итогам. Это еще раз подчеркнет серьезность компании в глазах партнера и суда тоже.

Следуйте главному правилу: чем подробнее и точнее всё описано в договоре, тем меньше шансов для утечки и выше вероятность возместить убытки.

Спасибо!

Пожалуйста, подтвердите подписку. Письмо отправлено вам на почту.

Следите за нашими новостями

Только полезные материалы.
Без спама.

Сделано в Nowmedia
+7 495 647-48-61 info@zarlaw.ru
Консультант доступен в будни, 10:00–19:00 по Москве
Заказать звонок